Телефон доверия
8 (812) 299-99-99

МУЗЫКА ОГНЯ И ВОДЫ

В мае 2012 года в Гарнизонном клубе Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу состоялся концерт оркестра пожарной охраны. Вечер был посвящен 135-летию коллектива, который музыканты отметили в 2011-м году.

В это трудно поверить, но «пожарный оркестр» существует в городе на Неве вот уже более 135-ти лет. Согласитесь, цифра внушительная. А начиналось все в далеком 1876 году. Тогда при пожарной команде по распоряжению градоначальника Санкт-Петербурга генерал-адъютанта Трепова была создана «музыкантская команда». Прикомандирована она была к Петровской части (ныне это 1 пожарная часть 5-ОФПС по защите Петроградского района Санкт-Петербурга). Коллектив, состоявший из тридцати пяти музыкантов, уже на первых порах своей деятельности стал перенимать лучшие традиции духовых оркестров России. К сожалению, исторические сведения о пути «музыкантской команды» огнеборцев довольно скупы, однако кое-что в архивах все-таки сохранилось и позволяет проследить некоторые вехи становления современного коллектива.

Широкая концертная практика оркестра начинается с 1903 года, когда в столице Империи торжественно отмечали 100-летие со дня организации первой профессиональной пожарной команды. На юбилейных торжествах оркестр выступал перед городскими пожарными частями и добровольными пожарными дружинами. В этом же году оркестр принимал участие в праздновании двадцатилетия Лахтинской пожарной дружины и церемонии открытия нового пожарного депо с каланчой. И вот как описывается это памятное событие в журнале «Пожарное дело»: «Около 200 человек дружинников во главе со своим брандмайором А.А. Швихтенбергом с оркестром С.-Петербургской пожарной команды продефилировали перед Председателем Совета Императорского Российского Пожарного общества, князем Александром Дмитриевичем Львовым. Помимо церемониального марша дружинники проезжали аллюром и производили испытание машин».

В июне 1909 года оркестр участвовал в смотре петербургских пожарных. Это знаменательное событие в жизни города также нашло отражение на страницах журнала «Пожарное дело»: «К трем часам дня на Марсовом поле были выстроены развернутым фронтом тринадцать частей С.-Петербургской команды (7 частей окраинных были оставлены дома на случай пожара) в полном боевом составе. На правом фланге находился оркестр пожарной команды. Во главе выстроившихся частей находился верхом на лошади С.-Петербургский брандмайор А.В. Литвинов. Ровно в три часа раздалась команда «смирно! господа брандмейстеры» и оркестр заиграл встречу. Начался объезд частей. Звуки марша, горячие лучи солнца, блеск касок и снарядов на повозках под разноцветными флагами, вместе с нарядной публикой и летними туалетами дам (публика была допущена на поле только по билетам) создавали необычайно красивую картину, – картину красоты и какой-то особой мощи. Раздалась команда брандмайора «смирно! к церемониальному маршу, справа по частям, шагом марш!». В воздухе блеснула и спустилась вниз сталь шашки командующего, и части, как одна, свернули вправо и шагом, под звуки марша потянулись перед градоначальником».

Кстати, несколько дней спустя петербургский градоначальник генерал-майор Драчевский подписал приказ по пожарной команде, в котором благодарил брандмайора Литвинова и всех брандмейстеров «за такое блестящее состояние пожарной команды», «молодцам пожарным служителям» объявлял «мое спасибо» и благодарил капельмейстера пожарного оркестра и музыкантов «за отличное исполнение маршей».

И еще одно памятное и важное событие, связанное с историей оркестра, произошло в мае 1912 года. В те дни в Санкт-Петербурге проходил Международный пожарный конгресс с участием представителей Австро-Венгрии, Англии, Болгарии, Бельгии, Германии и многих других стран. На рауте по случаю торжественного открытия Конгресса в Дворянском собрании «играл оркестр петербургских пожарных под управлением Владимирова, исполнивший, помимо прочего, в конце музыкальную кантату своего капельмейстера». Кроме того, в рамках Конгресса работала первая в России Международная пожарная выставка, на открытии которой также играли «пожарные музыканты» и «дружное «ура» всех присутствующих было покрыто звуками гимна».

Где бы ни появлялись «пожарные музыканты», повсеместно они вызывали восхищение и ликование публики. Однако, несмотря на всеобщее признание, считавшийся лучшим в городе оркестр по настоянию Городской Управы в 1916 был расформирован, как «являющийся излишней нагрузкой на пожарную команду, ввиду того, что музыканты, состоящие в общем штате, не несли никаких обязанностей, а трубачи-сигналисты при частях были отдельными музыкантами, не входящими в оркестр».

Здесь логично сделать некоторое отступление… Дело в том, что в штате каждой пожарной команды того времени состоял трубач-сигналист, в задачу которого входило при следовании на пожар играть сигналы команды, подаваемые брандмейстером. Обязан он был играть и на всех перекрестках и в местах сильного движения, чтобы обратить внимание горожан и очистить дорогу для свободного проезда пожарного обоза. При движении употреблялись сигналы: «шагом», «рысью», «карьером», «стой», «направо» и «налево». На пожарах, когда командные слова, подаваемые брандмейстером, могли быть попросту не услышаны, они также заменялись соответствующими сигналами – названия частей, команды «качать», «остановить подачу воды», «собрать трубу», «вызов начальников» и сигнал «слушай», который подавался перед всеми остальными сигналами, обращая на себя внимание пожарных. Если сигнал предназначался для одной команды, то после сигнала «слушай» игралось название необходимой пожарной части. Помимо этих сигналов брандмейстеры лично подавали сигналы свистком, дабы при необходимости также обратить на себя внимание людей. Услышав один свисток, пожарные должны были прекратить работу, повернуться в сторону, откуда был подан сигнал, и построиться смирно. Делалось это и тогда, когда «начальник подходил к командам и желал с ними поздороваться или поблагодарить за работу». Два коротких свистка подавались для работающих на крыше или в верхнем этаже при необходимости отдать приказание, или же в том случае, если им угрожала опасность. Поэтому каждый пожарный служитель того времени должен был «основательно знать все сигналы» и обладать некоторым музыкальным слухом.

С 1917 года постепенно по мере ухода из частей трубачей-сигналистов, начала вводиться система передачи приказаний при помощи ординарцев-пожарных, таким образом, к 1920 году система сигнализирования «совершенно вывелась». Отсутствие трубачей-сигналистов сильно отразилась на боевой работе частей – затруднялась передача распоряжений и экстренных приказаний на боевых участках пожара. В конце 1922 года в Петрограде вновь начала вводиться в частях передача приказаний при помощи трубных сигналов путем замены ординарцев-пожарных трубачами. При этом подбор трубачей производился с таким расчетом, чтобы кроме знания игры на сигнальной трубе трубач знал игру на каком-либо духовом инструменте, так как «предусматривалось из трубачей составить духовой оркестр». Что вскоре и было сделано. В сентябре 1923 года было закончено формирование оркестра Петроградской пожарной команды в составе одиннадцати музыкантов.Спустя два дня уже состоялось их первое выступление на параде в честь пятилетия Губпожара. К началу 1924 года оркестр насчитывал уже 46 музыкантов, а в 1925 – 51.

В 1928 году Ленинград широко отмечал 125-ю годовщину образования профессиональной пожарной охраны. Юбилейные торжества проходили в городе в течение нескольких дней. Так в один из них на площади Урицкого (ныне Дворцовой) состоялся грандиозный парад, где «были выстроены пять бесконечных линий пожарных: всего были построены 72 пожарных организации при 90 автоходах, 24 конных хода, имея в строю 3325 человек». Принимали участие в параде и музыканты оркестра Ленинградской пожарной команды, именно под их аккомпанемент пожарные производили все необходимые действия. В тот же период состоялось открытие Юбилейной Пожарной Выставки, на которой также играли «пожарные музыканты». На следующий год оркестр расформировали, однако в августе 1931-го создали вновь. А далее, к сожалению, какие-либо сведения о пути «пожарного оркестра» теряются.

В настоящее время оркестр Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу состоит из 17 человек. Возглавляет его молодой талантливый дирижер Андрей Коротаев. С семи лет он занимается музыкой, играет на саксофоне и кларнете. Занимался в знаменитом Дворце творчества юных на Невском проспекте, окончил музыкальное училище имени М. П. Мусоргского, затем – Государственный университет культуры и искусств, получил диплом дирижера. Об этом, говорит Андрей, он мечтал с малолетства. Андрей Коротаев – лауреат различных творческих конкурсов, в том числе порядка шести международных. Оркестр петербургских пожарных он возглавил несколько лет назад.

В его подчинении представители совершено разных поколений: возрастной диапазон музыкантов – от 25 до 75 лет. Столь же разнообразен и их музыкальный репертуар. Играют все: от классики до современных мелодий. Многие артисты имеют ведомственные награды и почетные грамоты Министерства. А валторнист Валерий Анихимовский и вовсе носит гордое звание Заслуженного артиста России. Всю жизнь он проработал в знаменитом Мариинском театре, в «пожарный оркестр» пришел несколько лет назад.

По праву почетным ветераном этого замечательного коллектива можно назвать Игоря Анатольевича Петрова. Он работает в оркестре с 1964 (!) года. В то время, вспоминает он, оркестр состоял из двадцати пяти человек, большинство из которых – бывшие артисты Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской Филармонии, оркестра Иосифа Вайнштейна – одного из лучших джазовых коллективов мира, Радио и телевидения, и других заслуженных музыкальных коллективов. Играли совершенно разный репертуар – от джаза до серьезнейших классических произведений. Вспоминает Игорь Анатольевич и то, как оркестр устраивал концерты в Летнем саду и в парке Петергофа. Приглашали «пожарных музыкантов» играть на представлениях Цирка на Фонтанке, выезжали они и на гастроли за рубеж. Кстати, иностранные коллеги признавали игру ленинградских музыкантов, что называется, «вне конкуренции».

С большим уважением отзываются артисты оркестра и о бывшем своем руководителе, ныне покойном, Владимире Васильевиче Сырцове, много лет являвшимся музыкантом коллектива, а затем возглавившим его. По их признанию именно этому человеку они обязаны тем, что коллектив вообще остался «жив» и его не расформировали. Тогда в связи с тяжелейшим материальным положением оркестра и нищенскими зарплатами музыкантов, начался отток из него высокопрофессиональных кадров. Сами артисты вспоминают, что Сырцову достался коллектив, который и коллективом-то назвать можно было с трудом – он попросту рассыпался. Именно в то время ВладимирВасильевич«не побоялся сделать ставку на молодежь». Так в оркестр потянулись новые кадры, многие из которых работают и по сей день. Среди них оказался и 17-летний Андрей Коротаев, сменивший Сырцова на его посту. Талантливый молодой дирижер сумел вдохнуть в коллектив новую жизнь и привнести особенноезвучание. Так, чтобы несколько простимулировать интерес у молодых исполнителей и привлечь дополнительное внимание к коллективу, решено было в рамках оркестра создать джазовую команду – квартет саксофонов. Это пришлось по вкусу, как слушателям, так и руководству, ну и, конечно же, самим артистам. А пару лет назад джазовый коллектив даже выиграл международный конкурс.

Оркестр Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу выступает на различных мероприятиях Главка, участвует в концертах и смотрах, соревнованиях различных видов, играет на торжествах, посвященных Дню города в знаковых городских мероприятиях. «Не секрет», – говорит Андрей Коротаев, «что мы востребованы, нас охотно приглашают выступать и на городских мероприятиях». А для полноценной творческой жизни не хватает одного - музыкантов. Ведь в коллективе заложен огромный творческий потенциал. Но в силу того, что попросту не хватает «рабочих рук», оркестр пока не может играть многие сложные классические произведения. Вот и приходится некоторым инструментам, как говорится, «пылится на полке» в ожидании новых хозяев.

Но, несмотря на это, к своему юбилею артисты подготовили интереснейшую программу. На прошедшем концерте звучали произведения из репертуара шведского квартета «АВВА», Фрэнка Синатры, мелодии из советских кинофильмов, а также музыка современных композиторов. Так что, судя по всему, у музыкантов оркестра петербургской пожарной охраны насыщенная событиями творческая жизнь будет продолжаться и дальше.  

Оцените информацию, представленную на данной странице:
1 2 3 4 5
Спасибо, Ваш комментарий принят!
Рубрикатор
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я Все
Загрузка...
По вашему запросу не найдено совпадений