Завтра государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС) отметит очередную веху – 35 лет со дня основания. Сотрудники ведомства занимаются спасением жизней на воде и поддержанием порядка на обширных акваториях Северной столицы. Государственная инспекция по маломерным судам была образована постановлением Совета Министров РСФСР 15 июня 1984 года. В 2004 году инспекция была передана в ведение МЧС России. Вместе с сотрудниками ГИМС МЧС России по Санкт-Петербургу корреспондент «Петербургского дневника» отправился в рейд по акватории Невы.
Спасательная станция на Крестовском
Сотрудники инспекции защищают отдыхающих на пляжах от вторжения судов и лодок в зону купания, спасают утопающих, зимой снимают с оторвавшихся льдин рыбаков, а порой участвуют в головокружительных погонях за судами-нарушителями.
- Ежегодно, совместно с представителями администрации города, перед купальным сезоном проводится освидетельствование пляжей. Территория должна быть огорожена, буйки выставлены, а водолазы должны подтвердить, что на дне нет опасных предметов, о которые могли бы пораниться купающиеся, – рассказывает заместитель начальника ФКУ «Центр ГИМС» МЧС России по Санкт-Петербургу Дмитрий Ермаченков.
- Что будет, если лодка напролом, через купающихся, пойдет к берегу пляжа?
- Моторным судам запрещено приближаться к территориям пляжа. Вряд ли человек захочет в тюрьму и пойдет, что называется, по головам, но если пристанет к берегу пляжа, получит административку – нарушение правил плавания.
Идем к спасательной станции, расположенной вблизи стадиона на Крестовском острове.
- Отдельная история – рыбаки. Особенно любители зимней рыбалки. Лед распадается, а они сидят до последнего. Даже оторвавшись на льдине, невозмутимо продолжают лов. Бывает, что рыбаки вызывают спасателей в качестве такси. Напьются, дойти до берега сил уже нет. Звонят, мол, помощь нужна. Спасатели приезжают, а там вусмерть пьяные мужики. Мы обязаны оказывать помощь, но эти люди не понимают, что из-за их глупости, спасатели могут не успеть туда, где действительно нужны.
Головная боль
Спасательная станция на Южной дороге, 12 залита солнцем. В теплых лучах светила, под бдительным взором огромного пса по кличке Флинт два молодых кота затеяли какую-то, одну им понятную игру. К причалу неторопливо движется катер ГИМС, за которым идет гидроцикл с грустным водителем.
- За что его? – спрашиваю у старшего инспектора ГИМС Вадима Карпова.
- Нет удостоверения на вождение, машинку поставят на штрафстоянку, – отвечает он.
Коты срываются с места и бегут встречать сотрудников, вернувшихся с «уловом».
Помещение судна на штрафстоянку предполагает, что кораблик вернут владельцу лишь после устранения нарушения. Например, если судно не зарегистрировано, значит, будет стоять, пока владелец не сделает все по закону.
- Значительная часть нарушений, связана отсутствием у судоводителей удостоверения дающего право на управление судном. Прежде всего, это касается гидроциклов, взятых в прокат. И, конечно, нарушения правил судовождения, – отмечает Дмитрий Ермаченков.
По словам сотрудников ГИМС, гидроциклы – сплошная головная боль. Современные водные мотоциклы с мощностью под 300 лошадиных сил могут развивать скорость более 140 кмч. На такой скорости вода превращается в асфальт. Одно неверное действие, и беспечный ездок – труп.
- Периодически приходится спасать горе-гонщиков на гидроциклах. Люди берут их в прокат, не имея ни малейшего представления, как пользоваться водным мотоциклом. Периодически переворачиваются, приходится доставать их из воды, – рассказывает Дмитрий.
МЧС не раз предлагало запретить гидроциклам движение по каналам и в центре Петербурга. Планировалось выделить отдельное место в районе Лахты, где гидроциклисты смогли бы кататься, никому не мешая. Но федеральный законодатель отверг это предложение.
- Сейчас законодательство предусматривает довольно лояльные штрафы. Скажем за пьянку 2,5 тысячи рублей штраф или лишение прав. Впрочем, сейчас законодатели собираются существенно повысить эти штрафы, фактически приравняв к уровню ГИБДД. Тогда можно будет серьезнее воздействовать на нарушителей.
Дмитрий уходит принимать экзамены у судоводителей, а мы со старшим инспектором ГИМС Вадимом Карповым и его напарником идем на охоту.