14 июня 2019, 12:00
11743
8 минут

По рекам и каналам: инспекция по маломерным судам отмечает 35 лет

Завтра государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС) отметит очередную веху – 35 лет со дня основания. Сотрудники ведомства занимаются спасением жизней на воде и поддержанием порядка на обширных акваториях Северной столицы. Государственная инспекция по маломерным судам была образована постановлением Совета Министров РСФСР 15 июня 1984 года. В 2004 году инспекция была передана в ведение МЧС России. Вместе с сотрудниками ГИМС МЧС России по Санкт-Петербургу корреспондент «Петербургского дневника» отправился в рейд по акватории Невы.

Спасательная станция на Крестовском

Сотрудники инспекции защищают отдыхающих на пляжах от вторжения судов и лодок в зону купания, спасают утопающих, зимой снимают с оторвавшихся льдин рыбаков, а порой участвуют в головокружительных погонях за судами-нарушителями.

- Ежегодно, совместно с представителями администрации города, перед купальным сезоном проводится освидетельствование пляжей. Территория должна быть огорожена, буйки выставлены, а водолазы должны подтвердить, что на дне нет опасных предметов, о которые могли бы пораниться купающиеся, – рассказывает заместитель начальника ФКУ «Центр ГИМС» МЧС России по Санкт-Петербургу Дмитрий Ермаченков.

- Что будет, если лодка напролом, через купающихся, пойдет к берегу пляжа?

- Моторным судам запрещено приближаться к территориям пляжа. Вряд ли человек захочет в тюрьму и пойдет, что называется, по головам, но если пристанет к берегу пляжа, получит административку – нарушение правил плавания.

Идем к спасательной станции, расположенной вблизи стадиона на Крестовском острове. 

- Отдельная история – рыбаки. Особенно любители зимней рыбалки. Лед распадается, а они сидят до последнего. Даже оторвавшись на льдине, невозмутимо продолжают лов. Бывает, что рыбаки вызывают спасателей в качестве такси. Напьются, дойти до берега сил уже нет. Звонят, мол, помощь нужна. Спасатели приезжают, а там вусмерть пьяные мужики. Мы обязаны оказывать помощь, но эти люди не понимают, что из-за их глупости, спасатели могут не успеть туда, где действительно нужны. 

Головная боль 

Спасательная станция на Южной дороге, 12 залита солнцем. В теплых лучах светила, под бдительным взором огромного пса по кличке Флинт два молодых кота затеяли какую-то, одну им понятную игру. К причалу неторопливо движется катер ГИМС, за которым идет гидроцикл с грустным водителем.

- За что его?   спрашиваю у старшего инспектора ГИМС Вадима Карпова. 

- Нет удостоверения на вождение, машинку поставят на штрафстоянку, – отвечает он. 

Коты срываются с места и бегут встречать сотрудников, вернувшихся с «уловом». 

Помещение судна на штрафстоянку предполагает, что кораблик вернут владельцу лишь после устранения нарушения. Например, если судно не зарегистрировано, значит, будет стоять, пока владелец не сделает все по закону.

- Значительная часть нарушений, связана отсутствием у судоводителей удостоверения дающего право на управление судном. Прежде всего, это касается гидроциклов, взятых в прокат. И, конечно, нарушения правил судовождения, – отмечает Дмитрий Ермаченков.

По словам сотрудников ГИМС, гидроциклы – сплошная головная боль. Современные водные мотоциклы с мощностью под 300 лошадиных сил могут развивать скорость более 140 кмч. На такой скорости вода превращается в асфальт. Одно неверное действие, и беспечный ездок – труп.

- Периодически приходится спасать горе-гонщиков на гидроциклах. Люди берут их в прокат, не имея ни малейшего представления, как пользоваться водным мотоциклом. Периодически переворачиваются, приходится доставать их из воды, – рассказывает Дмитрий.

МЧС не раз предлагало запретить гидроциклам движение по каналам и в центре Петербурга. Планировалось выделить отдельное место в районе Лахты, где гидроциклисты смогли бы кататься, никому не мешая. Но федеральный законодатель отверг это предложение.

- Сейчас законодательство предусматривает довольно лояльные штрафы. Скажем за пьянку 2,5 тысячи рублей штраф или лишение прав. Впрочем, сейчас законодатели собираются существенно повысить эти штрафы, фактически приравняв к уровню ГИБДД. Тогда можно будет серьезнее воздействовать на нарушителей.

Дмитрий уходит принимать экзамены у судоводителей, а мы со старшим инспектором ГИМС Вадимом Карповым и его напарником идем на охоту.

Патруль на воде 
Работают отряды сутками, в любую погоду. 
- Как солнышко пригреет на воде – не протолкнуться, – морщит лоб Вадим. 
Движение и правда нешуточное, во все стороны спешат лодки, катера, прогулочные пароходики, гидроциклы, байдарки и т.д. 
- Вообще мы стараемся избегать ситуаций со скоростными преследованиями судов. Во время погони может погибнуть гидроциклист или кто-то оказавшийся у него на пути, иногда лучше отпустить «гонщика», чтобы не допустить трагедии. К тому же коллеги из силовых ведомств тоже имеют в распоряжении катера, если что, совместными усилиями можно перехватить. Впрочем, гидроциклисты нередко уходят от погони, за ними непросто угнаться.
Навстречу нам уверенно движется черно-белый катер с высоко задранным носом. Надрывно воет сирена. Катер сбавляет ход и ложится в дрейф.
- Добрый день! Старший государственный инспектор ГИМС Вадим Карпов, предъявите документы на лодку и право управления судном, пожалуйста.
Пожилой капитан в кепке с надписью «Я люблю Ленинград» в смятении. С первого раза катеру не удается подойти к нам, приходится сделать еще один заход. Когда катера почти встают борт к борту, мимо проносится «Метеор», волной суденышки бросает в стороны друг от друга. Когда все же катера встают бортами, мужчина протягивает инспектору документы, заботливо укутанные в целлофановый мешочек. Катер снова подбрасывает на волнах. Заняв устойчивую позицию, Вадим просматривает документы.
- Все в порядке, до свидания, хорошего плавания.
Продолжаем патрулирование. Мимо, словно испуганные рыбешки, снуют лодки и катера. Завидев наш катер с мигалкой, гидроциклисты прибавляют скорости и, поднимая лавину брызг, уносятся вдаль.
- А какие нарушения могут заинтересовать ГИМС?
- Допустим, проход не в свой пролет моста, то есть выделенный для маломерных судов пролет моста обозначается треугольником, но некоторые пытаются пройти по центру, где идут более крупные суда. Говорят: ничего страшного же, когда им начинаешь объяснять, что это как выехать на машине на встречную полосу, люди не понимают, считают, что на воде все проще, но на деле вода не прощает ошибок. Еще нарушение скоростного режима, отсутствие бортовых номеров и т.п.
Вадим предостерегает коллегу, нужно взять немного вправо, как опытный капитан он знает все мели вокруг.
Еще одна остановка. В катере молодой мужчина и две девушки. Они держат путь на большую воду, чтобы заняться виндсерфингом, ребята улыбаются и протягивают инспекторам документы. Впереди еще почти полные сутки патруля…
Справка
Более 100 правонарушений выявлено государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России по Санкт-Петербургу с начала открытия навигации. 
Более 560 нарушений выявлено инспекцией за прошлый год. Учитывая, что под контролем государственной инспекции маломерных судов находятся только суда для личного пользования (коммерческие и туристические не входят в зону ответственности), цифра не маленькая. 
Если масса лодки не превышает 200 кг, а мощность двигателя до 10 лошадиных сил, лодке не нужен регистрационный номер, а судоводителю права.
Андрей Сергеев, Петербургский дневник
Эта статья полезна?
100% посетителей считают статью полезной

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8(812) 718-25-05
Приемная
8 (812) 299-99-99
Единый «телефон доверия»