О вопросах надзора в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций мы поговорили с заместителем начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу Дмитрием Бухтовым.
- Дмитрий Сергеевич, расскажите, пожалуйста, на каких задачах сконцентрирована работа по развитию системы гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций?
- В современных условиях гражданская оборона требует новых подходов. Это необходимо для того, чтобы гражданская оборона и дальше продолжала выполнять свои функции по защите граждан. В наши дни система ГО развивает ключевые направления - это подготовка населения и обучение мерам защиты и оказания помощи, информирование и оповещение об опасностях и угрозах, повышение готовности защитных сооружений к приему укрываемых.
- Каким образом в Санкт-Петербурге осуществляется обучение населения мероприятиям по защите в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов?
- В целях обеспечения подготовки и обучения населения Санкт-Петербурга в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Главным управлением МЧС России по г. Санкт-Петербургу совместно с исполнительными органами власти Санкт-Петербурга ежедневно осуществляется пропаганда знаний в данной области. С той же целью ежегодно проводится смотр-конкурс учебно-материальных баз в области ГО ЧС среди объектов экономики, а также организована работа СПб ГКУ ДПО «Учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности», на базе которого в соответствии с утвержденными планами осуществляется подготовка должностных лиц и работников гражданской обороны Санкт-Петербурга. На муниципальном уровне созданы учебно-консультационные пункты по ГО и ЧС для обучения неработающего населения города способам защиты и действиям в ЧС, а также способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
- Дмитрий Сергеевич, расскажите, пожалуйста, о том, какие меры по совершенствованию систем оповещения населения о возможных чрезвычайных ситуациях принимаются в Санкт-Петербурге?
- Вся территория Санкт-Петербурга охвачена системой оповещения населения по каналам телерадиовещания. Кроме того, в городе создана региональная автоматизированная система централизованного оповещения (РАСЦО), которая обеспечивает 100% оповещение населения. На регулярной основе проводятся комплексные технические проверки готовности
региональной системы централизованного оповещения населения. В ходе таких проверок задействуются электромеханические сирены и уличные громкоговорители, телевизионные каналы и радиовещательные станции, технические средства организаций, сопряженных с системой оповещения города и другие технические средства, в том числе мобильный комплекс информирования и оповещения населения Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу и автомобили петербургского ГУ МВД с установленными на них громкоговорящими техническими средствами оповещения.
Кроме того, в настоящее время в рамках внедрения аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» активно ведется работа по модернизации систем оповещения на базе современных информационных технологий.
- Каким образом осуществляется контроль за организацией работы в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций?
- Данная работа осуществляется в соответствии с Положениями о надзорах в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденными Постановлениями Правительства РФ. На сегодняшний день надзор осуществляется за федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также гражданами. В целях повышения эффективности осуществления государственных надзоров был внедрен, так называемый, риск-ориентированный подход при осуществлении надзоров в области ГО и ЧС. Отнесение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска осуществляется на основании критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска. В области гражданской обороны введены 4 категории риска. Так, к категории высокого риска относится:
деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных в установленном порядке к категории особой важности по гражданской обороне;
деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;
деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих критически важные объекты;
деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей оборонно-промышленного комплекса.
К категории значительного риска относят деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных в установленном порядке к первой категории по гражданской обороне.
К категории среднего риска относится деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных в установленном порядке ко второй категории по гражданской обороне;
деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих на своем балансе защитные сооружения гражданской обороны.
К категории низкого риска относят деятельность иных организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в зависимости от присвоенной категории риска деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется со следующей периодичностью:
- для категории высокого риска - один раз в 2 года;
- для категории значительного риска - один раз в 3 года;
- для категории среднего риска - не чаще, чем один раз в 5 лет.
В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
В области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций предусмотрена следующая градация:
а) категория высокого риска:
деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;
деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих критически важные объекты;
деятельность уполномоченных организаций, создающих в установленном порядке функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
б) категория значительного риска - юридические лица и индивидуальные предприниматели, если эти юридические лица (их структурные
подразделения) и индивидуальные предприниматели или находящиеся в их ведении организации и структурные подразделения этих организаций включены (входят) в установленном порядке в состав сил функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
в) категория низкого риска - деятельность иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в зависимости от присвоенной категории риска деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется со следующей периодичностью:
- для категории высокого риска - один раз в 2 года;
- для категории значительного риска - один раз в 3 года.
В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
- Какие меры принимаются для повышения готовности защитных сооружений Санкт-Петербурга к приему укрываемых?
- Сотрудниками ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу регулярно проводится профилактическая работа с руководителями и должностными лицами организаций, эксплуатирующих защитные сооружения гражданской обороны, направленная на соблюдение требований и мероприятий в области гражданской обороны. Кроме того, как я уже говорил, юридические лица, имеющие на своем балансе защитные сооружения гражданской обороны, относятся к средней категории риска и соответственно в отношении них планируются и проводятся проверки Так, например, за 2018 год было проверено порядка 80 защитных сооружений, по итогам проверок около 20 защитных сооружений было приведено в готовность. Также, на постоянной основе проводится инвентаризация защитных сооружений гражданской обороны города, совместно с органами исполнительной власти города ежегодно проводится смотр-конкурс на лучшее защитное сооружение гражданской обороны города.
- Дмитрий Сергеевич, благодарим за беседу!