Здравствуйте, сегодня много говорят про риск-ориентированный подход, что это такое?
Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ введена статья 8.1. «Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)» Федерального закона от 26.12.2008
№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля, при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности объектов к определенной категории риска либо определенному классу опасности.
Отнесение к определенному классу опасности осуществляется органом государственного контроля с учетом тяжести потенциальных негативных последствий вследствие несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований в соответствии с правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, которые утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806.
Так, планирование проверок в области пожарной безопасности в зависимости от категории, характеризующей степень риска объектов защиты и территорий, для высокого риска составляет один раз в 3 года, для значительного риска – один раз в 4 года, для среднего риска – не чаще одного раза в 7 лет, для умеренного риска – не чаще одного раза в 10 лет. Для объектов самой безопасной категории – низкий риск, плановые проверки не планируются.
Планирование проверок в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в зависимости от присвоенной категории риска деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется 1 раз в 2 года для категорий высокого риска и 1 раз в 3 года для категорий значительного риска. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
Планирование проверок в области гражданской обороны в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в зависимости от присвоенной категории риска деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется 1 раз в 2 года для категорий высокого риска, 1 раз в 3 года для категорий значительного риска и не чаще 1 раза в 5 лет для категории среднего риска. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
Каким образом осуществляется отнесение объектов защиты к той или иной категории риска?
Отнесение к определённому классу опасности осуществляется исходя из класса потенциальной опасности объектов, вида экономической деятельности, а также степени возможной угрозы жизни, здоровью людей и риска причинения вреда чужому имуществу с учетом тяжести потенциальных негативных последствий вследствие несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований пожарной безопасности. Так отнесение объектов защиты к определённой категории риска осуществляется в соответствии с Критериями отнесения объектов защиты к определённой категории риска, приложение к положению о федеральном государственном пожарном надзоре.
Вместе с тем, в соответствии с требованиями названных Критерий, в случаях:
– проведения пожарного аудита объекта защиты с выводом о невыполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности;
– наличия сведений о происшедшем на объекте защиты пожаре в течение последних 5 лет;
– наличия вступившего в законную силу постановления суда о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя на объекте защиты в течение последних 3 лет;
объекты защиты, подлежащие отнесению к категории среднего, умеренного и низкого риска, подлежат отнесению к категории значительного, среднего и умеренного риска соответственно.
В то же время, Критериями предусмотрено увеличение периодичности проверок путем перехода объектов защиты различных категорий риска из одной категории в другую – менее значимую по степени опасности.
Условиями такого перехода могут являться такие факторы как:
– создание в установленном порядке подразделения пожарной охраны для защиты соответствующих объектов (за исключением добровольных пожарных формирований);
– наличие в структуре юридического лица и у индивидуального предпринимателя, которые используют объект защиты, подразделения, занимающегося вопросами пожарной профилактики, кадровый состав которого имеет специальное пожарно-техническое образование и стаж работы в системе государственного пожарного надзора или тушения пожаров не менее 5 лет;
– проведение пожарного аудита объекта защиты с выводом о выполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности;
– отсутствие при последней плановой проверке нарушений требований пожарной безопасности.
Так, например, если собственник офисного здания высотой 28 метров и более провёл на объекте независимую оценку пожарного риска, по результатам которой сделан вывод о выполнении условий соответствия указанного объекта требованиям безопасности, указанный объект защиты следует вместо значительной категории риска относить к средней. Периодичность плановой проверки в таком случае составит не 1 раз в 4 года, а 1 раз в 7 лет.
В каких случаях предусмотрено повышение или понижение категории риска юридическим лица и индивидуальным предпринимателям, деятельность которых отнесена к одной из категорий риска при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера?
В соответствии с Положением о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 № 1418 предусмотрено, что деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащая отнесению к категориям высокого и значительного риска, подлежит отнесению соответственно к категориям данного риска при отсутствии вступившего в законную силу постановления суда о назначении административного наказания юридическому лицу и (или) его должностным лицам, индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 20.5 и 20.6 КоАП РФ и выявленного при последней плановой проверке.
Вместе с тем, деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащая отнесению к категориям значительного и низкого риска, подлежит отнесению соответственно к категориям высокого и значительного риска при наличии вступившего в законную силу постановления суда о назначении административного наказания юридическому лицу и (или) его должностным лицам, индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.19, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7, 20.5 КоАП РФ и выявленного при последней проверке.
В каких случаях предусмотрено повышение или понижение категории риска юридическим лица и индивидуальным предпринимателям, деятельность которых отнесена к одной из категорий риска при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны?
В соответствии с Положением о государственном надзоре в области гражданской обороны, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 305, предусмотрено, что деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащая отнесению к категориям высокого, значительного и среднего рисков, подлежит отнесению соответственно к категориям значительного, среднего и низкого рисков при отсутствии вступившего в законную силу постановления суда о назначении административного наказания юридическому лицу и (или) его должностным лицам, индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.7 КоАП РФ и выявленного при последней плановой проверке.
Вместе с тем, деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащая отнесению к категориям значительного, среднего и низкого рисков, подлежит отнесению соответственно к категориям высокого, значительного и среднего рисков при наличии вступившего в законную силу постановления суда о назначении административного наказания юридическому лицу и (или) его должностным лицам, индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7 и 20.7 КоАП РФ и выявленного при последней проверке.
Каким образом подконтрольные субъекты могут узнать о категории риска, к которой они отнесены? Размещена ли эта информация в открытом доступе?
В соответствии с требованиями действующего законодательства на официальном сайте Главного управления (ссылка:
http://78.mchs.gov.ru/dejatelnost/Nadzornaya_deyatelnost_i_profilaktichesk/Perechni_obektov_zashhity_kotorym_prisvo) размещена и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация:
– перечни объектов защиты, отнесённые к категориям высокого, значительного, среднего и умеренного риска;
– информация о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, деятельность которых отнесена к категориям высокого, значительного или среднего рисков, содержащаяся в перечнях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводятся плановые проверки в области гражданской обороны;
– информация о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного рисков, содержащаяся в перечнях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводятся плановые проверки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющихся собственниками (правообладателями) объектов защиты и (или) деятельность которых отнесена к одной из категорий риска, орган государственного пожарного надзора предоставляет им информацию о присвоенной используемым ими объектам защиты категории риска и (или) об отнесении их деятельности к категории риска, а также используемые при их отнесении сведения.
Как должностные лица государственного пожарного надзора Санкт-Петербурга используют проверочные листы (списки контрольных вопросов) при проведении плановых проверок?
В соответствии с положениями части 11.3 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверочные листы (списки контрольных вопросов) разрабатываются и утверждаются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля в соответствии с общими требованиями, определяемыми Правительством Российской Федерации, и включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки. В соответствии с положением о виде государственного контроля (надзора), муниципального контроля перечень может содержать вопросы, затрагивающие все предъявляемые к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю обязательные требования, либо ограничить предмет плановой проверки только частью обязательных требований, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2017 № 774 внесены изменения в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре, которые устанавливают, что при проведении плановых проверок объектов защиты, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, должностные лица органов государственного пожарного надзора обязаны использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов). При этом, хочу отметить, что с 01 октября 2017 года проверочные листы (списки контрольных вопросов) применяются при проведении плановых проверок используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями объектов защиты (отдельно стоящих зданий), относящихся к категории умеренного риска классов функциональной пожарной опасности Ф1.3 (многоквартирные жилые дома), Ф3.1 (здания организаций торговли) и Ф3.2 (здания организаций общественного питания). А с 01 июля 2018 года – при проведении плановых проверок всех используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями объектов защиты. Указанные проверочные листы (списки контрольных вопросов) утверждены приказом МЧС России от 11.09.2017 № 376.
Введённые чек-листы упрощают жизнь не только пожарным инспекторам, но и проверяемым лицам: с их помощью объект защиты может пройти «самопроверку» и подготовиться к предстоящей плановой проверке. Напомню, что при проведении проверки с использованием проверочного листа, заполненные чек-листы, будут прикладываться к акту проверки.
Какие приоритетные направления и ожидаемые результаты на сегодняшний день в надзорной деятельности МЧС России?
Во исполнение требований положений пункта 1 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в Главном управлении МЧС России по г. Санкт-Петербургу разработана и размещена на официальном интернет сайте Программа профилактики нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2018-2019 годы.
Целью Программы является реализация приоритетного проекта «Совершенствование функции государственного надзора МЧС России в рамках реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности»:
– снижение количества смертельных случаев, числа пострадавших и травмированных по контролируемым видам рисков (при чрезвычайных ситуациях, пожарах, при происшествиях на водных объектах) не менее чем на 10% от уровня 2015 года к концу 2018 года (к концу 2025 года – не менее чем на 30%);
– снижение уровня материального ущерба по контролируемым видам рисков (при чрезвычайных ситуациях, пожарах, при происшествиях на водных объектах) не менее чем на 10% от уровня 2015 года к концу 2018 года (к концу 2025 года – не менее чем на 30%);
– увеличение доли профилактических мероприятий в общем объёме контрольно-надзорной деятельности МЧС России на 35% по сравнению с 2016 годом к концу 2018 года (к концу 2025 года – на 70%).
Главные критерии качества подготовки программы профилактики нарушений обязательных требований заключаются в адресности планируемых мероприятий, повышения информированности субъектов предпринимательства и населения по вопросам безопасности, разъяснения сущности обязательных требований в соответствующих областях.
Проект указанной программы был рассмотрен 14.02.2018 при проведении публичного обсуждения результатов правоприменительной практики органов надзорной деятельности Главного управления.
Главным управлением ежеквартально проводится публичное обсуждение результатов правоприменительной практики органов надзорной деятельности Главного управления. Для участия в общественных слушаниях приглашаются представители уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге, руководители общественных организаций, представляющих интересы бизнес – сообщества, органов исполнительной власти, контрольно-надзорных органов и органов прокуратуры, а также представители субъектов предпринимательства, осуществляющих свою деятельность на территории Санкт-Петербурга.
В ходе общественных слушаний сотрудники Главного управления информируют участников о результатах правоприменительной практики органов надзорной деятельности за отчетный период, а также о работе, проводимой в Главном управлении, направленной на обеспечение эффективной защиты прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства.
В ходе публичных обсуждений проводится анкетирование по актуальным вопросам контрольно надзорной деятельности, а также по восприятию предпринимательским сообществом контрольно-надзорной деятельности МЧС России.
В заключительной части общественных слушаний собравшимся предоставляется возможность задать вопросы, относящиеся к компетенции надзорных органов Главного управления, с которыми сталкиваются представители бизнес-сообщества.
Таким образом, принимаемые Главным управлением меры, а также деятельность МЧС России, направленная на совершенствование законодательства о контрольно-надзорной деятельности МЧС России, в том числе в части введения риск-ориентированного подхода, гарантируют решение поставленных задач, что позволит, с одной стороны, обеспечить требуемый уровень защищенности граждан Российской Федерации, а с другой – не только снизит административную нагрузку на малый и средний бизнес, но и будет способствовать развитию экономики в целом.