26 мая 2017 года в Санкт-Петербурге состоялось торжественное открытие Единого центра АПК «Безопасный город». Совсем скоро он заработает в полную мощь. В этом уникальном центре, в одном здании, в одном пространстве, разместятся различные ведомства и службы, которые обеспечивают безопасность города и его жителей. Это позволит повысить координацию и эффективность работы городских властей и служб жизнеобеспечения такого крупного мегаполиса, как Санкт-Петербург, что, в свою очередь, в перспективе приведет к снижению количества различного рода происшествий, повышению уровня раскрываемости преступлений и общего уровня общественной безопасности.
О ходе создания в нашем городе системы АПК «Безопасный город», о некоторых итогах того, что уже сделано и перспективах будущего развития данного комплекса мы поговорили с первым заместителем начальника Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу Владимиром Бирючковым.
- Владимир Иванович, расскажите, пожалуйста, об Аппаратно-программном комплексе «Безопасный город». Почему его создание так актуально для Санкт-Петербурга?
- Санкт-Петербург — город федерального значения, административный центр Северо-Западного федерального округа, четвёртый по численности город Европы и второй – в России. Численность его населения составляет более 5 миллионов человек. Площадь территории города — 1439 км². Территория города делится на 18 административных районов. Санкт-Петербург - крупнейший город мира, расположенный в столь северных широтах. Он занимает выгодное положение на морских путях и наземных магистралях. Город расположен на 44 островах, которые образует река Нева и 90 других рек и каналов. На территории города расположены более 1,5 тысяч потенциально-опасных объектов, а также около 4 тысяч объектов системы здравоохранения и социальной защиты населения. Поэтому вполне естественно, что в таком крупном мегаполисе со столь развитой инфраструктурой должна существовать система, позволяющая оперативно отреагировать на любое происшествие, предотвратить его, если возможно, и, главное, в кратчайшие сроки оказать необходимую помощь людям.
Проект «Безопасный город» – это программный комплекс с применением видеоаналитических решений, который помогает быстро определить и оперативно отреагировать на всякого рода нештатные ситуации, а также вовремя принять меры по устранению их последствий. В перечень объектов контроля входят муниципальные здания, школы, детские сады; жилой сектор (подъезды, дворовые территории); объекты промышленного и энергетического комплекса, а также транспортной инфраструктуры; места массового скопления людей. Актуальность его создания продиктована современными условиями, в которых живет наше общество, а это постоянные техногенные и природные риски. Аварии на коммунальных сетях, ДТП, уличная преступность, пожары и т.п. – факторов опасности в современном городе очень много, а потому необходимо и современное решение, которое бы позволило снизить вероятность их наступления и повысить оперативность реагирования на них экстренных служб.
- Каковы основные задачи АПК «Безопасный город»?
- Главными задачами системы «Безопасный город» являются обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности; повышение эффективности действий оперативных служб; пресечение антисоциального поведения и вандализма; усиление защищенности стратегически важных объектов города; повышение скорости оповещения и предоставления актуальной информации населению об угрозе возникновения кризисных ситуаций.
- АПК «Безопасный город» – суперсовременная система, которая основана на компьютерных и телекоммуникационных технологиях, различных автоматизированных системах. Значит ли это, что роль человека в управлении и функционировании данной системы сведена к минимуму?
- В эпоху Интернета общественная безопасность и кризисное управление в системе МЧС России построена в соответствии со «Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», утвержденной указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537, в котором особо подчеркнуто, что «…Обеспечение национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается путем совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера…». Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера включает в себя силы, средства и систему управления, совершенствование которой в чрезвычайных ситуациях является приоритетным направлением и позволяет добиться требуемой эффективности меньшими затратами. Обеспечение работы технологической цепочки «мониторинг – оценка – реагирование – взаимодействие – эффективная помощь человеку» невозможно без применения в органах управления системы гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций современной интегрированной системы управления, основанной на современных информационных и телекоммуникационных технологиях. В данных условиях обеспечено единое информационное пространство органов управления системы гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и выработаны единые стандарты дальнейшего развития уже существующих систем с их последующей информационной интеграцией.
Современное понимание роли телекоммуникаций приводит к необходимости использования интегрированных распределенных информационных и компьютерных ресурсов – приложений и сервисов, сетей передачи данных, серверов, устройств хранения данных, которые могут быть оперативно предоставлены руководству и сотрудникам МЧС России с минимальными эксплуатационными издержками. Данные технологии должны дать возможность пользователям быстро мобилизовать необходимые информационно-вычислительные мощности для решения конкретных задач. Важнейшими факторами для успешной локализации и ликвидации возникшей ЧС являются время и оперативность, возможность принятия правильных решений и управление процессом ликвидации ЧС.
- Как идет создание системы «Безопасный город» в Санкт-Петербурге?
- С целью повышения эффективности по управлению рисками в Главном управлении МЧС по Санкт-Петербургу функционируют сегменты с функционалом основных элементов Аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». Это обеспечение безопасности населения и коммунальной инфраструктуры; обеспечение безопасности на транспорте; обеспечение экологической безопасности; обеспечение координации работы служб и ведомств и их взаимодействия.
- Расскажите поподробнее о функционировании перечисленных Вами сегментов системы?
- В рамках реализации обеспечения безопасности населения и коммунальной инфраструктуры в Санкт-Петербурге создана городская система видеонаблюдения, насчитывающая порядка 16 тысяч видеокамер, позволяющих осуществлять видеонаблюдение и видеофиксацию, в том числе снятие, обработку и передачу видеопотока с камер видеонаблюдения о ситуациях чрезвычайного характера, в том числе повреждениях коммуникаций, инфраструктуры и имущества. Для организации мониторинга реагирования аварийно-спасательных подразделений на различные происшествия обеспечен доступ к позиционированию подвижных объектов. Создана Автоматизированная система мониторинга работы уборочной техники дорожных специализированных предприятий, что позволяет оперативно реагировать на ухудшение обстановки в городе при изменении погодных условий.
Для учета актуальных данных о состоянии муниципальной (коммунальной) инфраструктуры создана система мониторинга инженерных сооружений и конструкций, датчики которой измеряют степень отклонения строительных конструкций и виброускорения, на основании которых данная система осуществляет анализ параметров технического состояния на предмет возможности дальнейшей эксплуатации турбоагрегатов для предотвращения разрушения несущих конструкций и фундаментов.
В городе создана Комплексная система экстренного оповещения населения (КСЭОН), позволяющая осуществлять своевременное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне чрезвычайной ситуации, достоверной информации об угрозе возникновения или о возникновении ЧС. Элементы КСЭОН созданы на двадцати потенциально опасных объектах и включают в себя системы мониторинга (датчики химически опасных веществ) и системы оповещения объекта и прилегающей территории.
Поскольку Санкт-Петербург расположен на берегу Финского залива и по его территории протекают река Нева и 90 других рек и каналов, на территории города организован оперативный мониторинг состояния гидротехнических сооружений. Для расчета возможных зон подтопления и выполнения превентивных мероприятий по минимизации последствий имеется расчетная программа, которая позволяет осуществлять визуализацию объектов с учетом высоты зданий, отображать риски (опасности) при угрозе затопления, а также проводить автоматизированный расчет зон затопления и подтопленных зданий и объектов. Развернута Система поддержки принятия решений, которая в случае возникновения происшествий или ЧС позволяет оптимизировать процесс выполнения регламентированных действий по предупреждению развития, локализации и ликвидации происшествий или ЧС.
В ходе проведения аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий различных происшествий, для составления прогноза развития ЧС осуществляется моделирование чрезвычайных ситуаций и управление рисками на опасных производственных объектах, используя расчетные задачи, которые позволяют оценить развитие и возможные последствия ситуации, учитывая риски, характерные для данного вида происшествия.
Для сокращения времени на принятие решения и оптимизации работы дежурных смен создана информационно-справочная база, включающая в себя паспорта территории Санкт-Петербурга и его районов, а также паспорта потенциально-опасных и социально-значимых объектов. Это позволяет оперативно оценить риски, характерные для Санкт-Петербурга, и выработать подходящие сценарии для принятия решений по предупреждению и ликвидации последствий различных происшествий.
В оперативной дежурной смене имеется база данных схем коммунальных сетей города с информацией о функциональности, диаметре, годе закладки сетей, и других параметрах, необходимых для принятия тех или иных решений при различных ситуациях. Для минимизации времени реагирования и принятия наиболее взвешенных и обоснованных решений разработана геоинформационная система, включающая в себя архив трехмерных моделей потенциально опасных, критически важных и социально-значимых объектов.
Вторым важным сегментом АПК «Безопасный город» является обеспечение безопасности на транспорте. В Санкт-Петербурге функционируют наземный, водный и подземный виды транспорта. Развернутая в Санкт-Петербурге комплексная система обеспечения безопасности населения на транспорте позволяет информировать и оповещать население, выводить информацию в ситуационный центр метрополитена, межрегиональный информационный центр и ситуационные центры силовых структур в режиме реального времени, а также контролировать уровень радиации, химическое состояние и параметры окружающей среды. На станциях метрополитена, например, установлено более 1000 камер, 59 терминальных комплексов и более 300 датчиков радиационного и химического контроля.
В круглосуточном режиме осуществляется мониторинг нахождения воздушных судов над территорией города и в районе глиссады аэропорта Пулково, а также нахождения судов в акватории Финского залива и реке Нева. Что касается наземного пассажирского транспорта, то он оснащен системой оповещения о ЧС, которая позволяет в режиме онлайн выводить информацию на средства отображения в транспортных средствах. В междугородних пассажирских автобусах также установлены камеры видеонаблюдения, что позволяет контролировать и оценивать оперативную обстановку, а также производить превентивный контроль антитеррористической защищенности на транспорте. С каждым автобусом имеется телефонная связь через диспетчерскую службы автокомпании.
Третьим сегментом АПК «Безопасный город» является обеспечение экологической безопасности. На территории Санкт-Петербурга наблюдение и лабораторный контроль за состоянием окружающей среды, выявление и идентификация биологических (бактериологических) средств, радиоактивных веществ, отравляющих веществ и аварийно химически опасных веществ организуются и проводятся в целях обнаружения, оценки и индикации химического, биологического (бактериологического) заражения, радиоактивного загрязнения питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Мониторинг радиационной обстановки проводится с использованием автоматизированной системы контроля радиационной обстановки, включающей 16 стационарных постов мониторинга радиационной обстановки и Центр сбора и обработки информации. Наблюдение за загрязнением атмосферного воздуха проводится с использованием автоматизированной системы мониторинга, станции которой расположены во всех районах города и функционируют непрерывно в автоматическом режиме, обеспечивая регулярное получение оперативной информации об уровне загрязнения атмосферного воздуха Санкт-Петербурга основными загрязняющими веществами. Автоматические измерения концентраций загрязняющих веществ проводятся с периодичностью 20 минут.
Для мониторинга термических точек и паводковой обстановки на территории Санкт-Петербурга осуществляется работа с данными дистанционного зондирования земли посредством геоинформационных ресурсов, позволяющих провести анализ и составить прогноз в случае ухудшения обстановки. Система мониторинга лесопожарной обстановки позволяет в режиме реального времени получать данные с камер, установленных в лесопарковых зонах Санкт-Петербурга. Здесь стоит отметить, что благодаря тесному взаимодействию органов государственной власти Санкт-Петербурга и Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу крупных природных пожаров на территории города не допускается уже на протяжении девяти лет (с 2007 года).
Для проведения воздушной разведки и определения точных координат зон чрезвычайных ситуаций, пострадавших объектов, очагов природных и техногенных пожаров в Санкт-Петербурге задействуются беспилотные летательные аппараты. С их помощью также проводится мониторинг паводковой обстановки, ледовых заторов для проведения превентивных мероприятий при ухудшении обстановки.
В общей системе мер противодействия ЧС приоритет отдан комплексу мероприятий, направленных на снижение риска возникновения ЧС и смягчение их последствий. Комплекс мероприятий основан на управлении рисками ЧС, который невозможен без информационной поддержки для подготовки и принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Для управления рисками осуществляется мониторинг состояния природной среды и объектов техносферы, анализ риска и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Существующая система антикризисного управления активно применяет информационные технологии, в том числе использующие ресурсы Интернет и позволяет качественно решать поставленные задачи. Все выше перечисленное позволяет сделать вывод о том, что созданная в Санкт-Петербурге инфраструктура позволяет в полной мере обеспечить безопасность его жителей.