6 июня 2016, 00:00
213
10 минут

"Спасатель-пожарный должен быть оптимистом"

Интервью корреспондента газеты "Петербурский дневник" Андрея Сергеева с психологом Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу Натальей Натаровой.

Человеку, спасенному из огня или из-под завала, зачастую нужна не только медицинская помощь, но и психологическая. Очень важно быстро привести его в себя, не дать впасть в шок. Наталья Натарова, сотрудник психологической службы ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу, рассказала "ПД" об особенностях работы психологов с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях. 

"Петербургский дневник": В чем заключается специфика работы психолога МЧС с сотрудниками?

Наталья Натарова: Поскольку профессия спасателя-пожарного требует определенных навыков, знаний и при этом неотъемлемо связана с риском для жизни, на службу в МЧС приходят люди особого психологического профиля.

Как правило, они общительные, открытые для общества, готовые в любой момент прийти на помощь.

Их отличает умение быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах, они всегда начеку и устойчивы к стрессу, что позволяет им сдерживать натиск обстоятельств. Эти качества помогают им не только грамотно действовать на пожаре или в какой-либо другой чрезвычайной ситуации, но и выстраивать здоровые отношения внутри коллектива.

Несмотря на высокую психологическую устойчивость, наши сотрудники далеко не равнодушные люди, для них гибель человека, которого они пытались спасти, или одного из коллег – большое горе.

Поэтому двери психологической службы открыты всегда. Когда возникает ситуация, с которой человек сам справиться не в состоянии, он приходит к нам. Бывает, что руководитель подразделения просит обратить внимание на сотрудника, который только отходит после трагических событий, тогда мы выезжаем в отряд и на месте присматриваемся к сложившейся ситуации.

"Петербургский дневник": Вы проводите занятия с личным составом? Как они проходят?

Наталья Натарова: Безусловно, с сотрудниками ведется методичная работа, касающаяся оказания психологической поддержки в той или иной экстремальной ситуации. Рассказываем ребятам, какие комплексы мер наиболее эффективны, чтобы быстро привести пострадавшего, находящегося в шоке, в чувство. Обучаем навыкам общения с пострадавшими, чтобы не дать им провалиться обратно в состояние паники. Кроме того, показываем действенные способы саморегуляции, чтобы грамотно противостоять навалившемуся стрессу и избежать профессионального выгорания.

"Петербургский дневник": Каким должен быть идеальный спасатель-пожарный в психологическом смысле?

Наталья Натарова: Он должен быть оптимистом. Не думать, что все будет хорошо, а именно надеяться на лучшее. Очень важно, чтобы человек четко проводил грань и оказывал помощь людям не в ущерб себе. К примеру, во время пожара сотрудник обязан избегать чрезмерного риска для своей жизни. Если он безрассудно бросится в огонь, то только добавит работы своим коллегам. Дорога каждая секунда, а так может получиться, что вместо спасения пострадавших придется спасать самого пожарного. Нужно уметь адекватно оценить обстановку и быстро принять верное решение.

"Петербургский дневник": Существуют ли особенности оказания психологической помощи пострадавшим?

Наталья Натарова: Нашим психологам приходится работать с людьми, находящимися в так называемом остром стрессовом состоянии. Часто приходится сталкиваться с истериками и опасной отрешенностью – ступором. В первые секунды наиболее важно определить, действительно ли человек нуждается в помощи, чтобы случайно не вмешаться в естественное течение реакции и не навредить.

Каждое происшествие по-своему уникально. Когда едешь на вызов, никогда точно не угадаешь, с чем столкнешься. Конечно, попутно поступает информация о характере ЧП, но ситуация может быстро изменяться. Это нелегко, хотя есть и плюс – не устаешь от монотонной работы, и профессиональные навыки постоянно совершенствуются.

"Петербургский дневник": Вы говорите, нет готового рецепта, как действовать в той или иной ситуации. Как же тогда угадать?

Наталья Натарова: Психологи МЧС регулярно обмениваются опытом друг с другом. В нашей работе умение быстро ориентироваться в ситуации и наработанный за время службы опыт играют ключевую роль. Любому пострадавшему, оказавшемуся в критической ситуации, важно получить как можно больше информации о происходящем. Когда человек находится в стрессе, он не способен адекватно осознать происходящее. Одна из задач психолога – оценить состояние пострадавшего и дать ему как можно больше информации.

Мы никогда не говорим, что все будет хорошо, в противном случае можно травмировать человека, заставить его впоследствии снова пережить случившееся, что может вызвать новый кризис.

Бывает, что попадаются гиперактивные люди с истерическими реакциями, которые начинают хаотично перемещаться по пространству. Как правило, они пытаются учить пожарных, как нужно тушить, громко ругаются – мол, какие все плохие специалисты, и вообще заражают остальных паникой. Они не только могут негативно повлиять на других пострадавших, но и оказывают лишнее давление на сотрудников, занятых работой.

С такими "паникерами" нужно как можно скорее установить контакт и направить их кипучую деятельность в другое русло. Проще говоря, человека надо занять. К примеру, попросить его помочь раздать пледы, если дело происходит зимой, или предоставить список жильцов горящего дома и т.д.

"Петербургский дневник": Работая с острыми стрессовыми состояниями, вы сами испытываете психологическое давление? Накладывает отпечаток на психолога его работа?

Наталья Натарова: Психолог МЧС 24 часа в сутки находится в постоянной готовности. Существует, конечно, график дежурств, но ты должен всегда помнить, что возможна ситуация, где потребуется дополнительная помощь, и, соответственно, быть готовым к выезду. Конечно, это, а также сложные эмоции людей создают определенное напряжение.

Необходимо постоянно следить, насколько те или иные события тебя деформируют. Нередко, особенно после особо сложных ситуаций, мы с коллегами собираемся на импровизированный дебрифинг (одноразовая слабоструктурированная психологическая беседа с человеком, пережившим экстремальную ситуацию или психологическую травму). Если кто-нибудь замечает, что коллегу начинает "выносить", его втягивают в беседу, и все вместе мы помогаем сгладить острые углы.

Последний раз дебрифинг понадобился после трагедии с рейсом A321, потерпевшим крушение над Синайским полуостровом.

"Петербургский дневник": Вы оказывали психологическую поддержку родственникам погибших на протяжении всего расследования?

Наталья Натарова: Да, тогда было задействовано огромное число сотрудников, прибыли психологи из Москвы и других регионов России, так как нуждающихся в психологической помощи было очень много. В первый день я находилась в гостинице, куда привозили родственников погибших. В главном зале была очень тяжелая обстановка, царила растерянность. Масштаб события просто не позволял людям принять его.

Реакции были самые разные – от агрессии до категорического отказа принимать случившееся. Когда выходили представители аэропорта и говорили о крушении и отсутствии выживших, люди не верили. "Да вы ерунду говорите, вы нам врете", – говорили многие.

При этом родственников погибших нужно было максимально быстро мотивировать на сдачу генетического материала, необходимого для процесса опознания. А это было бы признанием смерти пассажиров авиалайнера. Очень тяжелые эмоции, от которых невозможно отгородиться даже подготовленному профессионалу.

Позднее, когда начали привозить тела в морг, мы сопровождали родственников на опознание. Крайне важно было подготовить людей, разъяснить, что они увидят, выяснить, нет ли сердечных заболеваний, которые могли бы привести к фатальным последствиям от увиденного. На этом этапе приходилось еще и противостоять возмущениям людей, которые желали немедленно увидеть тело и не желали ничего слушать.

После событий тех дней всем нам пришлось долго восстанавливаться. Было крайне сложно оставаться в профессиональных рамках и не удариться в общее горевание вместе с семьей, с которой ты работаешь.

По своей натуре любой психолог должен быть эмпатичным, то есть сопереживать своему подопечному, чтобы достичь положительного результата. Это не проходит бесследно для самого сотрудника. Все-таки психолог работает собственным душевным ресурсом, он сам выступает в роли инструмента. По сути, это постоянное балансирование на грани, требующее серьезной подготовки и силы духа. 

Экстренная психологическая помощь сравнима со скорой медицинской – чем быстрее она будет оказана, тем больше шансов, что пострадавший сохранит свое психологическое здоровье и сможет вернуться к нормальной жизни. По этой причине психологи МЧС прибывают в зону ЧС одновременно с другими службами и в круглосуточном режиме работают с пострадавшими. По данным МЧС России, за последние годы психологи ведомства оказали помощь пострадавшим в более чем 70 крупных ЧС и приняли участие в 17 международных операциях. Ежедневно психологи МЧС вместе со спасателями и пожарными выезжают на ДТП, обрушения зданий, пожары и т.д. Им во многом удается компенсировать вред здоровью, причиненный людям во время происшествия.

Текст: Андрей Сергеев 

Фото: из личного архива Н. Натаровой

Эта статья полезна?
0% посетителей считают статью полезной

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8(812) 718-25-05
Приемная
8 (812) 299-99-99
Единый «телефон доверия»