Дело № А56-50574/2013
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
28 ноября 2013 года Дело № А56-50574/2013
Резолютивная часть решения объявлена 25 ноября 2013 года. Полный текст решения изготовлен 28 ноября 2013 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе: судьи Роговой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хозяиновой Ю.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель - Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие «Строитель»
заинтересованное лицо - Управление надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по Санкт-Петербургу
о признании недействительным предписаний от 24.07.2013 № 2-4-60/4/1-5
при участии:
от заявителя: представитель Сафонова Г.П. по доверенности от 11.10.2013 3 б/н
от заинтересованных лиц: представитель Котов И.Ю. по доверенности от 16.01.2013 № 49-11-18
установил:
Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие «Строитель» (далее - заявитель, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания от 24.07.2013 № 2-4-60/4/1-5, выданного Управлением надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по Санкт-Петербургу (далее - заинтересованное лицо, Управление).
В обоснование заявленного требования Предприятие указало, что не входит в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в связи с чем, на него не может быть возложена обязанность выполнения мероприятий, указанных в оспариваемом предписании.
Управление против удовлетворения требования Предприятия возражало по основаниям, изложенным в отзыве на заявление Предприятия.
Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства в совокупности, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению частично в связи с нижеследующим.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника Управления от 25.06.2013 № 2-4-60 в отношении Предприятия проведена плановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт проверки от 24.07.2013 № 2-4-60.
По результатам проверки Управлением также выдано предписание от 24.07.2013 № 2-4-60-4/1-5, которым Предприятию в срок до 01.11.2013 предписано устранить следующие нарушения:
1. Отсутствует положение или устав о структурном подразделении организации, уполномоченной на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны (198096: Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 75);
2. Отсутствует план действия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организации (198096: Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 75);
3. Члены комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации не прошли подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций: Бязырова Н.З., Ялышева Е.И., Чуга Г.В., Матвеева Т.Г., Аруева С.Н., Ванесян Э.С., Бакирова Л.В., Мячина Ю.А., Филипчук Е.А., Тажетова Д.Н., Коваленко Н.П. (состав членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации определен приказом руководителя № 8-А от 04.02.2013) (198096: Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 75);
4. Не создан в целях ликвидации ЧС резерв материальных ресурсов (198096: Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 75);
5. Не созданы резервы финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (198096: Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 75).
Не согласившись с выдан предписанием, Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определены Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон № 68-ФЗ), действие которого распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (преамбула Закона № 68-ФЗ).
Статьей 14 Закона № 68-ФЗ на организации возложены следующие обязанности:
а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
и) предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.
При этом, статьей 1 Закона № 68-ФЗ предусмотрено, что чрезвычайная ситуация то обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Под предупреждением чрезвычайных ситуаций понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Как следует из акта проверки от 24.07.2013 № 2-4-60, Управление пришло к выводу о том, что Предприятием требования подпунктов «а», «в», «ж» статьи 14 Закона № 68-ФЗ не исполняются.
Кроме того, Управление пришло к выводу, что Предприятие уполномочено на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, в связи с чем, оно должно также исполнять требования статьи 4 Закона № 68-ФЗ и принятого в его развитие постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Предприятие полагает, что оно не входит в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в связи с чем, положения Закона № 68-ФЗ на него не распространяются.
Статьей 4 Закона № 68-ФЗ предусмотрено, что единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Принципы построения, состав сил и средства, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяется законодательством Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 утверждено Положение о единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в силу пункта 2 которой единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Таким образом, и Законом № 68-ФЗ и названным Положением определено, что в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций входят органы управлений только таких организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В свою очередь, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены главной II Закона № 68-ФЗ. Организации в числе лиц, обладающими полномочиями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в указанной главе не названы.
Статьей 2 Закона № 68-ФЗ предусмотрено, что правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, обязанность исполнения требований постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 может быть возложена не на любую организацию, а лишь на такую организацию, на которую в соответствии с действующим законодательством, возложены полномочия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Само по себе указание в уставе Предприятия на проведение возложенных на жилищные организации мероприятий по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, а также указание в Положении о Санкт-Петербургской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайны ситуаций (утверждение постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 02.11.2006 № 1359) о включении в объектовый уровень Санкт-Петербургской подсистемы учреждений, предприятий и организаций, расположенных на территории Санкт-Петербурга, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности в организациях в соответствии с их полномочиями, не свидетельствует о возложении на Предприятие полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Заинтересованным лицом в материалы дела доказательства возложения на Предприятие таких полномочий не представлены.
При названных обстоятельствах, арбитражный суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание в части пунктов 1, 2 предписания, основанных на положения постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794, является недействительным, так как возлагает на Предприятие обязанности, не предусмотренные действующим законодательством.
В частности, подпунктом «а» статьи 14 Закона № 68-ФЗ предусмотрено, что организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций. Вместе с тем, необходимость разработки именно плана действия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера предусмотрена пунктами 16, 23 Положения, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794.
Вместе с тем, арбитражный суд считается несостоятельным довод Предприятия о том, что перечисленные в статье 14 Закона № 68-ФЗ обязанности распространяются лишь на организации, входящие в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, так как из содержания названной статьи этого не следует.
Таким образом, Предприятие обязано исполнять требования статьи 14 Закона № 68-ФЗ.
Не исполнение Предприятием подпунктов «в», «ж» статьи 14 Закона № 68-ФЗ установлено в ходе проведенной проверки, и Предприятием не оспаривается, в связи с чем в названной части выданное Предприятие предписание является законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 110 АПК расходы по уплате госпошлины относятся на заинтересованное лицо.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
РЕШИЛ:
Признать недействительным предписание от 24.07.2013 № 2-4-60/4/1-5 Управления надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по Санкт-Петербургу, выданное Санкт-Петербургскому государственному унитарному производственному ремонтно-эксплуатационному предприятию «Строитель» (ИНН 7805017909, ОГРН 102780274068, место нахождения: 198096, Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 75) в части требований, содержащихся в пунктах 1, 2 предписания.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Санкт-Петербургу (ИНН 7840308932, ОГРН 1047855154401, место нахождения: 191002, Санкт-Петербург, ул. Разъезжая, д. 26/28) в пользу Санкт-Петербургского государственного унитарного производственного ремонтно-эксплуатационного предприятия «Строитель» (ИНН 7805017909, ОГРН 102780274068, место нахождения: 198096, Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 75) расходы по уплате госпошлины в размере 2 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Ю.В. Рогова