Дело № А56-50577/2013
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
24 декабря 2013 года Дело № А56-50577/2013
Резолютивная часть решения объявлена 19 декабря 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 24 декабря 2013 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Соколовой Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Катарыгиной В.И..
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Строитель"
заинтересованное лицо Управление надзорной деятельности Главного управления МЧС
России по г. Санкт-Петербургу
об оспаривании предписания
при участии
от заявителя - Сафонова Г.П., доверенность от 11.10.2013
от заинтересованного лица - Котов И.Ю., доверенность от 16.01.2013 №49-11-18
установил:
Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие «Строитель» (далее - Предприятие, ГУП «Строитель») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по городу Санкт-Петербургу (далее - Управление) от 24.07.2013 №2-4-62/3/1-15.
В судебном заседании представители Предприятия поддержали заявленные требования, ссылаясь на отсутствие сведений об отнесении Предприятия к определенной категории по гражданской обороне, и как следствие, отсутствие обязанности выполнения требований оспариваемого предписания.
Представитель Управления против удовлетворения требования Предприятия возражал по изложенным в отзыве основаниям, считая оспариваемое предписание законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.
В июле 2013 года на основании распоряжения начальника Управления от 25.06.2013 № 2-4-62 уполномоченным должностным лицом Отдела организации надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Управления проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения Предприятием обязательных требований и мероприятий в области гражданской обороны. Результаты проверки зафиксированы в акте от 24.07.2013 №2-4-62.
По итогам проверки Управлением выдано предписание от 24.07.2013 № 2-4-62/3/1-15, согласно которому Предприятию в срок до 01.11.2014 предписано устранить следующие нарушения:
- в организации, отнесенной к категории по гражданской обороне (с количеством работников до 500 человек), с целью управления гражданской обороной не создано (не назначены) структурное подразделение (работники) по гражданской обороне в количестве 1 освобожденный работник; не разработано и не утверждено штатное расписание структурного подразделения (работника) по гражданской обороне, что является нарушением статей 1, 2, 9, 11 Федерального Закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон №28-ФЗ), пунктов 2, 4 Постановления Правительства РФ от 10.07.1999 №782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны», пункта 12 Приказа МЧС РФ от 14.11.2008 №687 «Об утверждении Положения об организации ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях»;
- отсутствуют дополнительные патроны к фильтрующим противогазам (обеспечивающие защиту от аммиака) из расчета на 40% от общей численности работников на военное время; работники организации не обеспечены медицинскими средствами индивидуальной защиты из расчета на 100% от общей численности работников на военное время (ИПП-1, ИПП-11; аптечки индивидуальные АИ-2), чем нарушены требования статьи 9 Закона №28-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 27.04.2000 №379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств», пунктов 6, 9 Приказа МЧС РФ от 21.12.2005 №993 «Об утверждении положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты»;
- не проводятся лабораторные испытания средств индивидуальной защиты в нарушение пунктов 2.9.12, 2.10.7 приказа МЧС России №285 от 27.05.2003, пункта 37 Приказа МЧС РФ №993;
- в организации План основных мероприятий на год (2013 год) по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций не согласован с органом местного самоуправления, что является нарушением статей 1, 2, 9 Закона №28-ФЗ, пункта 2 Постановления Правительства РФ от 26.11.2007 №804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в РФ», пунктов 3, 4 приказа МЧС РФ от 14.11.2008 №687;
- руководитель или заместитель руководителя организации не возглавляет эвакуационную комиссию по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; работники эвакуационной комиссии не прошли подготовку в соответствующих учебно-методических центрах по гражданской обороне, что является нарушением статей 1, 2, 9 Закона №28-ФЗ, пунктов «а», «в» статьи 14 Закона от 21.12.1994 №68-ФЗ, пункта 38 Постановления Правительства РФ от 22.06.2004 №303 «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы», пунктов 25, 28 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 №794, пункта 9 Постановления Правительства РФ №804, пунктов 9, 16.3 приказа МЧС России №687;
- не разработан план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организации в установленные сроки; не разработан план рассредоточения работников организации, отнесенной к категории по гражданской обороне, и членов их семей, согласованный с органом местного самоуправления, на территории которого планируется проведение эвакуационных мероприятий, и утвержденный руководителем организации, что является нарушением статей 1, 2, 9 Закона №28-ФЗ, пунктов 2, 5, 9, 10 Постановления Правительства РФ №804, пунктов 2, 3, 9, 16.3, 16.4 приказа МЧС РФ №687, статьи 14 п. «а» Закона №68-ФЗ, пунктов 25, 28 Постановления Правительства РФ №794, пункта 110 Приказа МЧС России №70дсп от 16.02.2012.
Не согласившись с выданным предписанием Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон №28-ФЗ «О гражданской обороне» определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
Согласно статье 1 данного Закона понятие «гражданская оборона» определено как система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время; требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К основным задачам в области гражданской обороны отнесено: обучение населения в области гражданской обороны; оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер; санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны (статья 2 Закона №28-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона № 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В силу статьи 11 Закона № 28-ФЗ руководство гражданской обороной в организациях осуществляют их руководители. Руководители организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
Статьей 18 данного закона определено, что обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций.
Как следует из материалов дела ГУП «Строитель» создано в целях обеспечения надлежащего содержания, эксплуатации и ремонта жилищного и нежилого фондов на территории Санкт-Петербурга (пункт 2.1 Устава Предприятия). Деятельность Предприятия должна быть направлена на достижение указанной цели. В соответствии с пунктом 2.2 Устава ГУП «Строитель» для достижения цели, указанной в пункте 2.1 Устава, Предприятие осуществляет в установленном законодательством порядке, в том числе, следующие виды деятельности: - проведение возложенных на жилищные организации мероприятий по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций (п.2.2.21 Устава).
Таким образом, ГУП «Строитель» обязано выполнять требования и мероприятия в области гражданской обороны, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Административный орган указал, что кроме этого в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.09.1998 №1115 «О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне» Губернатором Санкт-Петербурга 10.09.2013 утвержден Перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, расположенных на территории Санкт-Петербурга. Данный перечень имеет гриф «СЕКРЕТНО» и находится в отделе по защите государственной тайны Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу. Согласно данного Перечня ГУП «Строитель» имеет вторую категорию по гражданской обороне.
Таким образом ГУП «Строитель» в области гражданской обороны обязано выполнять мероприятия, установленные статьей 9 Закона № 28-ФЗ.
В соответствии со статьей 12 Закона №28-ФЗ и пункта 12 Положения «Об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях», утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687, органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ №782 утверждено «Положение о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны», которым определен порядок создания (назначения) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны (далее именуются -структурные подразделения (работники) по гражданской обороне).
Согласно пункту 2 данного Положения структурные подразделения (работники) по гражданской обороне создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях. Создание (назначение) в организациях структурных подразделений (работников) по гражданской обороне осуществляется для обеспечения: а) планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне; в) обучения работников организаций способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; г) создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; д)проведения мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время (пункт 3 Положения).
В соответствии с пунктом 4 данного Положения количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации определяется исходя из следующих норм:
а) в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, с количеством работников до 500 человек - 1 освобожденный работник, от 500 до 2000 человек - 2 - 3 освобожденных работника, от 2000 до 5000 человек - 3 - 4 освобожденных работника, свыше 5000 человек - 5 - 6 освобожденных работников;
б) в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников свыше 200 человек -1 освобожденный работник;
в) в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников до 200 человек - работа по гражданской обороне может выполняться в установленном порядке по совместительству одним из работников организации.
Пунктом 6 Положения №782 и пунктом 12 Положения «Об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях», утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687, организации осуществляют укомплектование структурных подразделений (назначение работников) по гражданской обороне, разрабатывают и утверждают их функциональные обязанности и штатное расписание.
Согласно пункту 12 Положения, утвержденного приказом МЧС России №687, руководители структурных подразделений (работники) по гражданской обороне подчиняются непосредственно руководителю органа местного самоуправления (организации).
В соответствии с представленным в период проверки штатным расписанием персонала ГУП «Строитель» на 01 января 2013 года общее количество работников Предприятия составляет 239 человек.
В ходе проверки установлено, что в нарушение вышеприведенных норм, назначенный работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны (ведущий инженер по ОТ, ТБ, ГО и ЧС Альмухаметова М.А.) выполняет работу по гражданской обороне по совместительству и не освобожден от выполнения другой работы.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждено невыполнение Предприятием обязанностей, установленных статьей 9 Закона №28-ФЗ.
Согласно пунктам 1, 2, 3 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС России от 21.12.2005 № 993, данное Положение определяет организацию и порядок накопления, хранения, освежения и использования средств индивидуальной защиты федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации), для обеспечения ими граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население). Предоставление населению средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) осуществляется в соответствии с основными задачами в области гражданской обороны и в комплексе мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также для защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - в военное и мирное время). Накопление СИЗ осуществляется заблаговременно в мирное время в запасах материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств и резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - запасы (резервы)) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
В соответствии с пунктом 3 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 №379, запасы материально-технических средств включают в себя специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства, предусмотренные табелями оснащения соединений и воинских частей войск гражданской обороны, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб; запасы продовольственных средств включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты; запасы медицинских средств включают в себя лекарственные, дезинфицирующие и перевязочные средства, индивидуальные аптечки, а также медицинские инструменты, приборы, аппараты, передвижное оборудование и другие изделия медицинского назначения; запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.
Согласно пункту 4 Положения, утвержденного приказом МЧС России № 993, обеспечение населения СИЗ осуществляется организациями - работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.
ГУП РЭП «Строитель», как предприятие, созданное в целях обеспечения надлежащего содержания, эксплуатации и ремонта жилищного и нежилого фондов на территории Санкт-Петербурга, обязано выполнять требования и мероприятия в области гражданской обороны, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и имеет такую возможность.
В соответствии с пунктом 6 Положения, утвержденного приказом МЧС России №993, обеспечению СИЗ в военное время подлежит население, проживающее: на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне (далее - ГО); в населенных пунктах с объектами особой важности, железнодорожными станциями первой и второй категорий и объектами, отнесенными к категориям по ГО; на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного, химического и биологического загрязнения (заражения).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 03.10.1998 №1149 «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне» территория Санкт-Петербурга отнесена к особой группе территорий по гражданской обороне.
В соответствии с пунктом 9 Положения, утвержденного приказом МЧС России №993, для обеспечения защиты работников организаций также осуществляется накопление в запасах (резервах): медицинских средств индивидуальной защиты в военное время из расчета на 100% от их общей численности; дополнительных патронов к фильтрующим противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное время из расчета на 40% от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака.
Следовательно, любая организация, вне зависимости от форм собственности, осуществляющая свою деятельность на территории Санкт-Петербурга, обязана заблаговременно обеспечить своих работников средствами индивидуальной защиты, средствами медицинской защиты, дополнительными патронами к фильтрующим противогазам (обеспечивающие защиту от аммиака).
В период проверки ГУП «Строитель» не представило подтверждающих документов о проведении периодических испытаний имеющихся средств индивидуальной защиты, а представило письмо от 11.07.2013 № 648 о том, что противогазы гражданские ГП-5, год поставки - 1982г., количество - 447 шт., лабораторные испытания не проводились.
Материалами проверки подтверждено и Предприятием по существу не оспаривается факт отсутствия дополнительных патронов к фильтрующим противогазам (обеспечивающие защиту от аммиака) из расчета на 40% от общей численности работников на военное время и необеспечение работников организации медицинскими средствами индивидуальной защиты из расчета на 100 % от общей численности на военное время (ИПП-1, ИПП-11; аптечки индивидуальные АИ-2); в ГУП РЭП «Строитель» не проводятся лабораторные испытания средств индивидуальной защиты в испытательных лабораториях и других уполномоченных организациях: первый раз за шесть месяцев до истечения гарантийного срока хранения, второй раз через пять лет после истечения гарантийного срока хранения, далее - один раз в два года.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 24.07.2013 №2-4-62; представитель ГУП «Строитель» Альмухаметова М.А. в своих объяснениях указала «замечаний к акту проверки нет, с актом согласна, обязуются устранять».
В организации План основных мероприятий на год (2013 год) по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций не согласован с органом местного самоуправления.
Как указано выше, в соответствии со статьей 9 Закона № 28-ФЗ ГУП РЭП «Строитель» в области гражданской обороны обязано: планировать и организовывать проведение мероприятий по гражданской обороне; проводить мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществлять обучение своих работников в области гражданской обороны; создавать и содержать в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно пункту 2 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ № 804 подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Мероприятия по гражданской обороне в Российской Федерации организуются и проводятся на всей территории страны на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в организациях в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также настоящим Положением.
В соответствии с пунктом 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ №804, ведение гражданской обороны в организациях осуществляется на основе соответствующих планов гражданской обороны организаций. Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно пунктам 3, 4 Положения «Об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях», утвержденного приказом МЧС России №687, подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется на основании годовых и перспективных планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - план основных мероприятий) организации. План основных мероприятий организации на год разрабатывается структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны и согласовывается с органом местного самоуправления. Планирование основных мероприятий гражданской обороны производится с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться в организациях в результате применения современных средств поражения, а также в результате возможных террористических актов и чрезвычайных ситуаций.
Действительно, во исполнение вышеуказанных требований Предприятие разработало План основных мероприятий ГУП РЭП «Строитель» в области гражданской обороны, предупреждений и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности на 2013 год, однако в ходе проверки установлено, что в нарушение вышеприведенных требований данный План не согласован с органом местного самоуправления.
Представитель Предприятия в акте проверки от 24.07.2013 № 2-4-62 указал, что «замечаний к акту проверки нет, с актом согласна, обязуются устранять».
Руководитель или заместитель руководителя организации не возглавляет эвакуационную комиссию по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы (согласно приказа № 13-А от 12.02.2013 г. председателем эвакуационной комиссии назначена начальник отдела кадров Е.А. Филипчук).
Согласно пункту 9 Положения, утв. постановлением Правительства РФ №804 в число основных мероприятий по гражданской обороне входит создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.
В соответствии с Положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденным приказом МЧС России № 687, для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий руководителями организаций заблаговременно в мирное время создаются эвакуационные комиссии. Эвакуационные комиссии возглавляются руководителями или заместителями руководителей соответствующих организаций. Деятельность эвакуационных комиссий регламентируется положениями об эвакуационных комиссиях, утверждаемым соответствующими руководителями гражданской обороны.
В соответствии с пунктами 16, 16.3 названного Положения организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия: - по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы: организация планирования, подготовки и проведения эвакуации работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей в безопасные районы организаций, прекращающих в военное время производственную деятельность в городах и населенных пунктах, отнесенных к группам по гражданской обороне, в населенных пунктах, имеющих организации, отнесенные к категории особой важности по гражданской обороне, и железнодорожные станции первой категории, и населенных пунктах, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления в пределах 4-х часового добегания волны прорыва при разрушении гидротехнических сооружений, а также рассредоточение работников организаций, продолжающих в военное время производственную деятельность в указанных населенных пунктах; подготовка районов размещения работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации; разработка согласованных с органами местного самоуправления планов размещения работников и членов их семей в загородной зоне, получение ордеров на занятие жилых и нежилых зданий (помещений); создание и организация деятельности эвакуационных органов организаций, а также подготовка их личного состава.
Из материалов дела следует, что Приказом №13-А от 12.02.2013 создана эвакуационная комиссия Предприятия, однако в нарушение вышеназванных требований председателем данной комиссии назначен начальник отдела кадров Филипчук Е.А., который не является руководителем или заместитель руководителя организации.
Также материалами дела подтверждено, что в нарушение требований статьи 9 Закона №28-ФЗ, статьи 14 Закона №68-ФЗ, Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 804, Положения, утвержденного Приказом МЧС РФ №687, Постановлений Правительства РФ №794, №303, ГУП «Строитель» не разработан план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организации в установленные сроки; не разработан план рассредоточения работников организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, и членов их семей согласованный с органом местного самоуправления, на территории которого планируется проведение эвакуационных мероприятий и утвержденный руководителем организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время.
Согласно пункту 38 Правил эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.06.2004 № 303, работники эвакуационных и эвакоприемных комиссий, сборных и приемных эвакуационных пунктов, промежуточных пунктов эвакуации заблаговременно в мирное время проходят подготовку в соответствующих учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, на курсах гражданской обороны, на учениях и тренировках по гражданской обороне. Указанные работники могут привлекаться к выполнению своих функциональных обязанностей при угрозе возникновения (возникновении) крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В нарушение данного положения Предприятием не подтверждено, что работники эвакуационной комиссии, назначенные приказом №13-А, прошли подготовку в соответствующих учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, на курсах гражданской обороны.
В отношении нарушений указанных в пунктах 11, 12, 13 суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 9 Закона №28-ФЗ ГУП «Строитель» в области гражданской обороны обязано: планировать и организовывать проведение мероприятий по гражданской обороне; проводить мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществлять обучение своих работников в области гражданской обороны; создавать и содержать в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Пунктом 3 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 № 379, установлено, что запасы материально-технических средств включают в себя специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства, предусмотренные табелями оснащения соединений и воинских частей войск гражданской обороны, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб; запасы продовольственных средств включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты; запасы медицинских средств включают в себя лекарственные, дезинфицирующие и перевязочные средства, индивидуальные аптечки, а также медицинские инструменты, приборы, аппараты, передвижное оборудование и другие изделия медицинского назначения; запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.
Согласно пункту 4 названного Положения номенклатура и объемы запасов определяются создающими их организациями с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации исходя из возможного характера военных действий на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов в военное время. При определении номенклатуры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Во исполнение данных требований выпущены Методические рекомендации по определению номенклатуры и объемов, создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, утвержденные заместителем министра экономического развития Российской Федерации от 27.04.2012 и Главным военным экспертом МЧС России от 23.03.2012 № 43-2047-14 (далее - Методические рекомендации).
В соответствии с пунктами 5, 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ №379, запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации: определяют номенклатуру и объемы запасов исходя из их потребности в военное время для обеспечения населения, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб;создают и содержат запасы; осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием запасов.
Согласно пункту 25 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС России от 21.12.2005 №993, организации определяют номенклатуру, объемы средств индивидуальной защиты в запасах (резервах), создают и содержат запасы (резервы) средств индивидуальной защиты, осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием своих запасов (резервов) средств индивидуальной защиты.
Согласно пункту 11 главы 1 «Общие положения» Методических рекомендаций финансирование накопления, хранения, использования, освежения запасов, содержания, ремонта, аренды и охраны складов, оплата работ, связанных с перемещением, консервацией, проведением лабораторных испытаний и технических проверок осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с приказом Минфина России от 30 декабря 2009 года № 150н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (в ред. Приказов Минфина России от 31.03.2010 № 28н, от 24.06.2010 г. № 61н) с 1 января 2010 года установлены «Правила отнесения расходов всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующие разделы и подразделы классификации расходов». В разделе 0300 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» подраздел 0309 «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона» подлежат отражению расходы на обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и определена целевая статья 219 0000 «Мероприятия по гражданской обороне», в которой отражаются расходы на проведение мероприятий по гражданской обороне и статья 219 01 00 «Подготовка населения и организаций к действиям в чрезвычайной ситуации в мирное время», в которых отражаются расходы на закупку и содержание средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля.
В ходе проведения проверки Предприятие сообщило (письмо от 11.07.2013 №647), что не располагает материально-техническими, продовольственными, медицинскими и иными запасами (резервами), ввиду отсутствия финансовых средств.
Подтверждающих документов о создании в ГУП «Строитель» в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, а также об определении номенклатуры и объемов этих запасов с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых МЧС России совместно с Министерством экономического развития РФ, в период проверки в адрес Управления не представлялось.
В соответствии с пунктом 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ №804, ведение гражданской обороны в организациях осуществляется на основе соответствующих планов гражданской обороны организаций. Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с утвержденным Порядком разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения, планы гражданской обороны согласовываются: - организации, отнесенной ко второй категории по гражданской обороне, а также организации, не отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) прекращающей работу в военное время, - с соответствующим органом местного самоуправления.
В ходе проведения проверки ГУП «Строитель» не представило план гражданской обороны и защиты населения организации, согласованный с органом местного самоуправления, а также иные подтверждающие документы о выполнении вышеуказанных требований.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Применительно к данной ситуации это означает, что нарушение прав и законных интересов должен доказывать заявитель.
Предприятием не представлено доказательств того, что оспариваемым предписанием нарушаются его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагаются какие-либо обязанности, создаются иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Ссылки заявителя на нарушения его прав безосновательны.
Кроме того, судом при рассмотрении настоящего дела принято во внимание вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка №68 Санкт-Петербурга от 20.08.2013 по делу №5-363/13-68 о привлечении Предприятия к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 20.7 КоАП РФ, за невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного заявленные Обществом требования удовлетворению не подлежат ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 201 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
СудьяСоколова Н.Г.