Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН)

Государственное учреждение

«Информационный центр ОКСИОН»

Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) представляет собой организационно-техническую систему, объединяющую аппаратно-программные средства обработки, передачи и отображения аудио и видеоинформации в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности на водных объектах и охраны общественного порядка, своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о ЧС и угрозе террористических акций, мониторинга обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий.

Создание ОКСИОН осуществляется в соответствии с утвержденной Правительством Российской Федерации Федеральной целевой программой «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года», требованиями ряда нормативных правовых документов Российской Федерации и ведомственных руководящих документов.

ОКСИОН является составной частью системы управления РСЧС, сопрягается с органами повседневного управления и обеспечивает информационную поддержку при выявлении чрезвычайных ситуаций, принятии решений и управлении в кризисных ситуациях. Это позволяет избегать дублирования функций управления мероприятиями по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций и значительного увеличения финансовых затрат.

На ОКСИОН возложено решение следующих основных задач:

· сокращение сроков гарантированного оповещения о чрезвычайных ситуациях;

· повышение оперативности информирования населения по правилам безопасного поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

· повышение уровня подготовленности населения в области безопасности жизнедеятельности;

· повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности;

· увеличение действенности информационного воздействия с целью скорейшей реабилитации пострадавшего в результате ЧС населения;

· повышение эффективности мониторинга за радиационной и химической обстановкой и состоянием правопорядка в местах массового пребывания людей.

ОКСИОН представляет собой совокупность Федерального, межрегиональных, региональных и муниципальных (городских) информационных центров, осуществляющих управление различными типами оконечных устройств.

Для решения поставленных задач и обеспечения заданной совокупности функциональных возможностей, в состав ОКСИОН включены следующие структурные элементы:

· информационные центры различного уровня;

· терминальные комплексы, такие как:

·         пункты уличного информирования и оповещения населения (ПУОН);

·         пункты информирования и оповещения населения в зданиях с массовым пребыванием людей (ПИОН);

·         мобильные комплексы информирования и оповещения населения (МКИОН);

· распределенные автоматизированные подсистемы;

· другие средства информирования и оповещения населения.


В случае введения, на какой либо из территорий – в зоне ответственности ОКСИОН, режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, информационные центры ОКСИОН соответствующего уровня переходят в оперативное управление территориального органа МЧС России по вопросу вывода оперативных информационных материалов на территориях, на которых введен данный режим.

В отдельных случаях информационными центрами может осуществляться мониторинг проведения мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий, катастроф и тушении пожаров, в зоне ответственности.

С целью подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также оперативного информирования и своевременного оповещения граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций в составе ОКСИОН используются следующие технические средства информирования и оповещения населения:

· наружные (располагаемые вне помещений светодиодные экраны);

· внутренние (располагаемые внутри помещений) навесные плазменные (жидкокристаллические) панели;

· устройства типа «бегущая строка».


Также с целью информирования населения в местах массового пребывания людей используются другие средства.


Технические средства информирования и оповещения населения при установке в местах массового пребывания людей функционально объединяются со средствами видеонаблюдения, образуя различные типы терминальных комплексов.

Терминальный комплекс представляет собой автоматизированную систему, содержащую выделенный сервер, управляющей работой точек трансляции, а именно:

· видеокамер;

· датчиков уровня радиации и химического контроля;

· светодиодных экранов;

· плазменных экранов;

· бегущих строк;

· аудиосистем оповещения.

Терминальные комплексы делятся на стационарные и подвижные.

В состав стационарных терминальных комплексов входят:

· пункты уличного информирования и оповещения населения;

· пункты информирования и оповещения в зданиях с массовым пребыванием людей.

В состав подвижных терминальных комплексов входят:

· пункты информирования и оповещения населения на транспортных средствах;

· мобильный комплекс информирования и оповещения населения.


Работа ОКСИОН построена на функционировании следующих распределенных автоматизированных подсистем:

  • массового информирования (ПМИ);
  • наблюдения и сбора информации (ПСИ);
  • связи и передачи данных (ПСПД), в том числе мобильный сегмент ПСПД (МС ПСПД);
  • информационной безопасности (ПИБ);
  • радиационного и химического контроля (ПРХК);
  • звукового сопровождения и информирования (ПЗСИ);
  • часофикации (ПЧ);
  • контроля и управления ОКСИОН (ПКУ);

Главным требованием работы ОКСИОН является ее устойчивое функционирование в условиях чрезвычайных ситуаций, когда может происходить возможное постепенное отключение различных элементов.

Устойчивость к поражающим факторам достигается с помощью децентрализованных сетевых решений. В системе не существует ни одного территориально компактного элемента, отказ или разрушение которого выводил бы из строя всю систему.

В режиме повседневной деятельности осуществляется информирование населения о правилах безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях, использованию средств индивидуальной и коллективной защиты, способам эвакуации и другим навыкам безопасности жизнедеятельности в рамках программ и методик в области ГО и защиты от ЧС, разработанных МЧС России.

Одновременно с работой подсистемы массового информирования в местах расположения терминальных комплексов проводится профилактическое видеонаблюдениеза обстановкой, т.е. применяется подсистема сбора информации (ПСИ). В повседневном режиме ПСИ используется для сбора, обработки и анализа информации об обстановке на подконтрольных территориях.

В режиме повседневной деятельности видеозаписи хранятся в течение 7-ми дней в архиве управляющего компьютера терминального комплекса.

В режиме повышенной готовности и режиме чрезвычайной ситуации функционирование ОКСИОН заключается в оперативном информировании населения о необходимых действиях в сложившейся обстановке с целью минимизации возможного ущерба от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также террористических акций.

Вместе с тем, в период окончательной стадии ликвидации чрезвычайной ситуации, функционирование ОКСИОН заключается в информировании населения в ходе его социальной реабилитации, обеспечения морально-психологической поддержки, ослабления и снятия посткризисных осложнений. Также осуществляется предоставление необходимой информации по местам расположения центров и служб социально-психологической реабилитации, медицинской помощи, первичного жизнеобеспечения, «горячим линиям» и адресным пунктам поиска близких и родственников.

Для использования элементов системы при возникновении ЧС разрабатываются типовые процедуры функционирования ОКСИОН и ее отдельных компонентов, подготавливаются соответствующие информационные материалы и информационные блоки.

После отмены режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации информационные центры ОКСИОН в течение 24 часов производят перевод системы в режим повседневной деятельности.

В настоящее время создано более 200 видеороликов, адаптированных для различных групп населения, в том числе и детей, часть которых демонстрируется на терминальных комплексах ОКСИОН в режиме повседневной деятельности.

Созданная пилотная зона комплексной безопасности населения в г. Санкт-Петербурге уже в настоящее время показывает свою эффективность, к примеру:

- терминальный комплекс, размещенный на платформе станции «Чкаловская» оснащен устройством экстренной связи пассажиров с ситуационным центром метрополитена (с начала этого года поступило 361 обращение граждан).


 

АДМИРАЛТЕЙСКИЙ РАЙОН

 

1

ул. Ефимова,  2

ТК «Пик»

ПИОН

2

ул. Ефимова,  3

ТК «Сенная»

ПИОН

3

Загородный пр., 52

Витебский вокзал

ПИОН

4

наб. Обводного канала, 120

Балтийский вокзал

ПИОН

5

наб. Обводного канала, 120

Балтийский вокзал

ПУОН

 


ВАСИЛЕОСТРОВСКИЙ РАЙОН

6

Средний пр., 36/40

ТК «Остров»

ПИОН

7

Берег Невской губы В.О., дом 1

Морской пассажирский порт

ПИОН



ВЫБОРГСКИЙ РАЙОН

 

8

Выборгское шоссе, 19 корп. 1

ТК «ОКей»

ПИОН

9

Большой Сампсониевский, 86

Адм. Выборгского р-на

ПИОН

 

КИРОВСКИЙ РАЙОН

10

Ленинский пр., 139

СПб Газетный комплекс

ПУОН

11

бульвар Новаторов, 11

ТК «Французский бульвар»

ПИОН

 


КАЛИНИНСКИЙ РАЙОН

 

12

ул. Политехническая, 29

Политехнический университет

ПИОН

13

пл. Ленина, 6

Финляндский вокзал

ПИОН

14

пл. Ленина, 6

Финляндский вокзал

ПУОН



КРАСНОГВАРДЕЙСКИЙ РАЙОН

 

15

шоссе Революции, 8 а

ТРЦ «Орловский»

ПИОН

16

Индустриальный пр., 24

ТРЦ «Июнь»

ПИОН

17

Хасанская ул., 17

ТК «Лента»

ПИОН

18

Заневский пр., 65, корп. 1

ТК «ОКей»

ПИОН

19

Заневский пр., 65, корп. 1

ТК «ОКей»

ПУОН

20

Энергетиков пр., 16

ТК «Лента»

ПИОН

 


КРАСНОСЕЛЬСКИЙ РАЙОН

 

21

Ленинский пр., 100

ТК «Карусель»

ПУОН

22

Таллиннское шоссе, 159

ТК «Лента»

ПУОН


 

 

МОСКОВСКИЙ РАЙОН

 

23

Московский пр., 137

ТК «ОКей»

ПИОН

24

Московский пр., 149

Университет ГПС МЧС России

ПИОН

25

ул. Типанова, 21

ТК «Питер»

ПИОН

26

Пулковское шоссе, 17 корп. 2

ТК «ОКей»

ПИОН

27

Пулковское шоссе, 41

Аэропорт Пулково-1

ПИОН

28

Пулковское шоссе, 41

Аэропорт Пулково-1

ПУОН

 


НЕВСКИЙ РАЙОН

 

29

ул. Коллонтай, 3

ООО «Карусель»

ПИОН

30

Дальневосточный пр., 16

ТК «Лента»

ПИОН

31

Дальневосточный пр., 16/2

ООО «Касторама рус»

ПИОН

 


ПРИМОРСКИЙ РАЙОН

 

32

Торфяная дорога, 7

ТК «Гулливер»

ПУОН

33

Богатырский пр., 13

ТК «ОКей»

ПИОН

34

Богатырский пр., 13

ТК «ОКей»

ПУОН

35

Богатырский пр.,14 корп.2

ТК «Богатырский»

ПУОН

 


ФРУНЗЕНСКИЙ РАЙОН

 

36

ул. Фучика, 10

ФАУ ЦМТО по СПб

ПУОН

37

Бухарестская ул., 89

ТК «Старт»

ПУОН

38

Балканская пл., 5, лит. О

ТЦ «Вернисаж»

ПУОН

39

Балканская пл., 5, лит. О

ТЦ «Вернисаж»

ПИОН

 


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОН

 

40

пл. Восстания, 2

Московский вокзал

ПИОН

41

пл. Восстания, 2

Московский вокзал

ПУОН

 

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8(812) 718-25-05
Приемная
8 (812) 299-99-99
Единый «телефон доверия»