Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН)
Государственное учреждение
«Информационный центр ОКСИОН»
Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) представляет собой организационно-техническую систему, объединяющую аппаратно-программные средства обработки, передачи и отображения аудио и видеоинформации в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности на водных объектах и охраны общественного порядка, своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о ЧС и угрозе террористических акций, мониторинга обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий.
Создание ОКСИОН осуществляется в соответствии с утвержденной Правительством Российской Федерации Федеральной целевой программой «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года», требованиями ряда нормативных правовых документов Российской Федерации и ведомственных руководящих документов.
ОКСИОН является составной частью системы управления РСЧС, сопрягается с органами повседневного управления и обеспечивает информационную поддержку при выявлении чрезвычайных ситуаций, принятии решений и управлении в кризисных ситуациях. Это позволяет избегать дублирования функций управления мероприятиями по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций и значительного увеличения финансовых затрат.
На ОКСИОН возложено решение следующих основных задач:
· сокращение сроков гарантированного оповещения о чрезвычайных ситуациях;
· повышение оперативности информирования населения по правилам безопасного поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
· повышение уровня подготовленности населения в области безопасности жизнедеятельности;
· повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
· увеличение действенности информационного воздействия с целью скорейшей реабилитации пострадавшего в результате ЧС населения;
· повышение эффективности мониторинга за радиационной и химической обстановкой и состоянием правопорядка в местах массового пребывания людей.
ОКСИОН представляет собой совокупность Федерального, межрегиональных, региональных и муниципальных (городских) информационных центров, осуществляющих управление различными типами оконечных устройств.
Для решения поставленных задач и обеспечения заданной совокупности функциональных возможностей, в состав ОКСИОН включены следующие структурные элементы:
· информационные центры различного уровня;
· терминальные комплексы, такие как:
· пункты уличного информирования и оповещения населения (ПУОН);
· пункты информирования и оповещения населения в зданиях с массовым пребыванием людей (ПИОН);
· мобильные комплексы информирования и оповещения населения (МКИОН);
· распределенные автоматизированные подсистемы;
· другие средства информирования и оповещения населения.
В случае введения, на какой либо из территорий – в зоне ответственности ОКСИОН, режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, информационные центры ОКСИОН соответствующего уровня переходят в оперативное управление территориального органа МЧС России по вопросу вывода оперативных информационных материалов на территориях, на которых введен данный режим.
В отдельных случаях информационными центрами может осуществляться мониторинг проведения мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий, катастроф и тушении пожаров, в зоне ответственности.
С целью подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также оперативного информирования и своевременного оповещения граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций в составе ОКСИОН используются следующие технические средства информирования и оповещения населения:
· наружные (располагаемые вне помещений светодиодные экраны);
· внутренние (располагаемые внутри помещений) навесные плазменные (жидкокристаллические) панели;
· устройства типа «бегущая строка».
Также с целью информирования населения в местах массового пребывания людей используются другие средства.
Технические средства информирования и оповещения населения при установке в местах массового пребывания людей функционально объединяются со средствами видеонаблюдения, образуя различные типы терминальных комплексов.
Терминальный комплекс представляет собой автоматизированную систему, содержащую выделенный сервер, управляющей работой точек трансляции, а именно:
· видеокамер;
· датчиков уровня радиации и химического контроля;
· светодиодных экранов;
· плазменных экранов;
· бегущих строк;
· аудиосистем оповещения.
Терминальные комплексы делятся на стационарные и подвижные.
В состав стационарных терминальных комплексов входят:
· пункты уличного информирования и оповещения населения;
· пункты информирования и оповещения в зданиях с массовым пребыванием людей.
В состав подвижных терминальных комплексов входят:
· пункты информирования и оповещения населения на транспортных средствах;
· мобильный комплекс информирования и оповещения населения.
Работа ОКСИОН построена на функционировании следующих распределенных автоматизированных подсистем:
- массового информирования (ПМИ);
- наблюдения и сбора информации (ПСИ);
- связи и передачи данных (ПСПД), в том числе мобильный сегмент ПСПД (МС ПСПД);
- информационной безопасности (ПИБ);
- радиационного и химического контроля (ПРХК);
- звукового сопровождения и информирования (ПЗСИ);
- часофикации (ПЧ);
- контроля и управления ОКСИОН (ПКУ);
Главным требованием работы ОКСИОН является ее устойчивое функционирование в условиях чрезвычайных ситуаций, когда может происходить возможное постепенное отключение различных элементов.
Устойчивость к поражающим факторам достигается с помощью децентрализованных сетевых решений. В системе не существует ни одного территориально компактного элемента, отказ или разрушение которого выводил бы из строя всю систему.
В режиме повседневной деятельности осуществляется информирование населения о правилах безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях, использованию средств индивидуальной и коллективной защиты, способам эвакуации и другим навыкам безопасности жизнедеятельности в рамках программ и методик в области ГО и защиты от ЧС, разработанных МЧС России.
Одновременно с работой подсистемы массового информирования в местах расположения терминальных комплексов проводится профилактическое видеонаблюдениеза обстановкой, т.е. применяется подсистема сбора информации (ПСИ). В повседневном режиме ПСИ используется для сбора, обработки и анализа информации об обстановке на подконтрольных территориях.
В режиме повседневной деятельности видеозаписи хранятся в течение 7-ми дней в архиве управляющего компьютера терминального комплекса.
В режиме повышенной готовности и режиме чрезвычайной ситуации функционирование ОКСИОН заключается в оперативном информировании населения о необходимых действиях в сложившейся обстановке с целью минимизации возможного ущерба от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также террористических акций.
Вместе с тем, в период окончательной стадии ликвидации чрезвычайной ситуации, функционирование ОКСИОН заключается в информировании населения в ходе его социальной реабилитации, обеспечения морально-психологической поддержки, ослабления и снятия посткризисных осложнений. Также осуществляется предоставление необходимой информации по местам расположения центров и служб социально-психологической реабилитации, медицинской помощи, первичного жизнеобеспечения, «горячим линиям» и адресным пунктам поиска близких и родственников.
Для использования элементов системы при возникновении ЧС разрабатываются типовые процедуры функционирования ОКСИОН и ее отдельных компонентов, подготавливаются соответствующие информационные материалы и информационные блоки.
После отмены режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации информационные центры ОКСИОН в течение 24 часов производят перевод системы в режим повседневной деятельности.
В настоящее время создано более 200 видеороликов, адаптированных для различных групп населения, в том числе и детей, часть которых демонстрируется на терминальных комплексах ОКСИОН в режиме повседневной деятельности.
Созданная пилотная зона комплексной безопасности населения в г. Санкт-Петербурге уже в настоящее время показывает свою эффективность, к примеру:
- терминальный комплекс, размещенный на платформе станции «Чкаловская» оснащен устройством экстренной связи пассажиров с ситуационным центром метрополитена (с начала этого года поступило 361 обращение граждан).
АДМИРАЛТЕЙСКИЙ РАЙОН
1 |
ул. Ефимова, 2 |
ТК «Пик» |
ПИОН |
2 |
ул. Ефимова, 3 |
ТК «Сенная» |
ПИОН |
3 |
Загородный пр., 52 |
Витебский вокзал |
ПИОН |
4 |
наб. Обводного канала, 120 |
Балтийский вокзал |
ПИОН |
5 |
наб. Обводного канала, 120 |
Балтийский вокзал |
ПУОН |
ВАСИЛЕОСТРОВСКИЙ РАЙОН
6 |
Средний пр., 36/40 |
ТК «Остров» |
ПИОН |
7 |
Берег Невской губы В.О., дом 1 |
Морской пассажирский порт |
ПИОН |
ВЫБОРГСКИЙ РАЙОН
8 |
Выборгское шоссе, 19 корп. 1 |
ТК «ОКей» |
ПИОН |
9 |
Большой Сампсониевский, 86 |
Адм. Выборгского р-на |
ПИОН |
КИРОВСКИЙ РАЙОН
10 |
Ленинский пр., 139 |
СПб Газетный комплекс |
ПУОН |
11 |
бульвар Новаторов, 11 |
ТК «Французский бульвар» |
ПИОН |
КАЛИНИНСКИЙ РАЙОН
12 |
ул. Политехническая, 29 |
Политехнический университет |
ПИОН |
13 |
пл. Ленина, 6 |
Финляндский вокзал |
ПИОН |
14 |
пл. Ленина, 6 |
Финляндский вокзал |
ПУОН |
КРАСНОГВАРДЕЙСКИЙ РАЙОН
15 |
шоссе Революции, 8 а |
ТРЦ «Орловский» |
ПИОН |
16 |
Индустриальный пр., 24 |
ТРЦ «Июнь» |
ПИОН |
17 |
Хасанская ул., 17 |
ТК «Лента» |
ПИОН |
18 |
Заневский пр., 65, корп. 1 |
ТК «ОКей» |
ПИОН |
19 |
Заневский пр., 65, корп. 1 |
ТК «ОКей» |
ПУОН |
20 |
Энергетиков пр., 16 |
ТК «Лента» |
ПИОН |
КРАСНОСЕЛЬСКИЙ РАЙОН
21 |
Ленинский пр., 100 |
ТК «Карусель» |
ПУОН |
22 |
Таллиннское шоссе, 159 |
ТК «Лента» |
ПУОН |
МОСКОВСКИЙ РАЙОН
23 |
Московский пр., 137 |
ТК «ОКей» |
ПИОН |
24 |
Московский пр., 149 |
Университет ГПС МЧС России |
ПИОН |
25 |
ул. Типанова, 21 |
ТК «Питер» |
ПИОН |
26 |
Пулковское шоссе, 17 корп. 2 |
ТК «ОКей» |
ПИОН |
27 |
Пулковское шоссе, 41 |
Аэропорт Пулково-1 |
ПИОН |
28 |
Пулковское шоссе, 41 |
Аэропорт Пулково-1 |
ПУОН |
НЕВСКИЙ РАЙОН
29 |
ул. Коллонтай, 3 |
ООО «Карусель» |
ПИОН |
30 |
Дальневосточный пр., 16 |
ТК «Лента» |
ПИОН |
31 |
Дальневосточный пр., 16/2 |
ООО «Касторама рус» |
ПИОН |
ПРИМОРСКИЙ РАЙОН
32 |
Торфяная дорога, 7 |
ТК «Гулливер» |
ПУОН |
33 |
Богатырский пр., 13 |
ТК «ОКей» |
ПИОН |
34 |
Богатырский пр., 13 |
ТК «ОКей» |
ПУОН |
35 |
Богатырский пр.,14 корп.2 |
ТК «Богатырский» |
ПУОН |
ФРУНЗЕНСКИЙ РАЙОН
36 |
ул. Фучика, 10 |
ФАУ ЦМТО по СПб |
ПУОН |
37 |
Бухарестская ул., 89 |
ТК «Старт» |
ПУОН |
38 |
Балканская пл., 5, лит. О |
ТЦ «Вернисаж» |
ПУОН |
39 |
Балканская пл., 5, лит. О |
ТЦ «Вернисаж» |
ПИОН |
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОН
40 |
пл. Восстания, 2 |
Московский вокзал |
ПИОН |
41 |
пл. Восстания, 2 |
Московский вокзал |
ПУОН |