Павликов Михаил Степанович
Павликов Михаил Степанович (годы жизни не известны). В 1913 году был зачислен в Каболово-Ижорский пожарный отряд Парголовского общества для предотвращения пожаров и для тушения их в качестве члена-охотника (рядовой пожарный-доброволец). Юноша стал интересоваться всеми техническими новшествами, которые использовались для тушения в команде. В 1914 году его назначили помощником моториста, а затем машинистом-механиком мотопомпы на конном ходу.
В 1916 году его призвали на военную службу, воевал на Северо-Западном фронте. После революционных событий был демобилизован и поступил в Петроградский пожарный техникум. Одновременно с учебой работал в пожарной команде Обуховского завода. В 1919 году в составе пожарной команды участвовал в тушении пожаров в Кронштадте. С окончанием обучения в техникуме получил назначение на работу в пожарную охрану Николаевской (Октябрьской) железной дороги. Здесь ему пригодились полученные технические знания. Участвовал в перевооружении пожарных подразделений дороги, создал на базе легкового автомобиля специальный пожарный автомобиль, получивший название «Пеногон конструкции пожарного техника Павликова». В 1932 году «за особую работу в деле строительства и обеспечения сохранности транспорта» приказом народного комиссара путей сообщения был награжден ценным подарком. В 1933 году Михаила Степановича перевели по службе в УПО Ленинграда заместителем начальника технических мастерских. В мастерских он участвовал в разработке и внедрении специальных и вспомогательных пожарных автомобилей.
В начале Великой Отечественной войны Михаила Ивановича призвали в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию и направили в распоряжение инспекции пожарной охраны Ленинградского фронта. В годы войны был удостоен ордена Красной Звезды и нескольких медалей. Из служебной характеристики на М.С. Павликова: «В тяжелые дни блокады Ленинграда, несмотря на физическое недомогание, работал много, энергично и проявлял исключительную моральную стойкость…». С окончанием войны Михаил Степанович вновь в рядах пожарной охраны города. В 1949 году – один из организаторов секции пожарной техники Научно-технического общества. В послевоенные годы участвовал в работах по дальнейшему совершенствованию пожарно-технического вооружения. Работы по техническому перевооружению и реконструкции пожарных автомобилей были отмечены патентами и свидетельствами на изобретение. О Михаиле Степановиче оставила свои воспоминания Л.Г. Артамонова: «Привержен и всю свою жизнь тесно связан с пожарной охраной, с детства <…> Человек высокой культуры. <…> Много читал и знает о работе пожарной охраны еще с дореволюционного времени».
В 1973 году ушел на заслуженный отдых и вместе с Б.И. Кончаевым участвовал в создании совета ветеранов пожарных Ленинграда и области, был бессменным членом бюро совета многие годы. В статье «Дело его жизни», опубликованной в 1980 году в журнале «Пожарное дело» ветеран пожарной охраны Л. Л. Иваск так рассказывал о работе члена бюро Совета Михаиле Степановиче: «Он и сегодня также энергично работает в составе бюро в секции пожарной техники, являясь неустанным пропагандистом <…> Шестой год является бессменным членом бюро <…> Любое поручение всегда выполняет добросовестно, оперативно…».